olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Category:

Обитаемый остров

Стала читать мелкому Обитаемый остров. Нет, т.е. он и сам читает до кучи книг, не в этом дело. Просто мне хочется некоторые книжки как бы с ним вместе прочесть что ли.
Что меня интересует. Я помню в связи с вышедшим фильмом была дискуссия (сразу скажу, что по моему мнению, фильм- дерьмо, обсуждать его сейчас по любому не хочу), где многие уважаемые мной люди ругали и книжку. Но не помню за что! И честно говоря, реально ума не приложу. Поэтому здорово было бы интересно ваше мнение. Чем плоха эта книга - не как политико-философский трактат (мне и не приходило в голову воспринимать её в таком качестве), а именно как не самая слабая художественно подростковая книжка?
Сразу скажу, что последующие и даже того времени взгляды авторов меня не особо интересуют. Я знаю, что потом Стругацкие стали проповедовать всякую правую хрень человеконенавистнеческую, знаю, но какая разница?
На самом деле, все эти коллизии с излучателями кажутся мне очень искусственными и из пальца высосанными, хоть я и не упустила воспитательной возможности намекнуть мелкому насчёт "зомбоящика"). Меня привлекает в этой книжке именно общечеловеческий, извиняюсь, аспект. Незатейливо и довольно-таки прямолинейно выраженные темы - выбор, долг, дружба, предательство, свобода, верность, судьба и т.д. Как ни странно, достаточно часто в таком простом и незатейливом виде - что собственно и нужно, по-моему, ребёнку, они встречаются именно в фантастике, вообще-то мной не особо любимой.
Например, я не помню ни названия книги какого-то западного фантаста, ни даже сюжетных коллизий (какая-то пошловатая банальность типа восстания машин? восстания против машин?), ни художественных достоинств, которых, полагаю, и не было особых. Но с детства помню, как чувак совершенно случайно и бестолково попавший под колёса фантастических процессов ("в огне брода нет") в критической ситуации делает "правильный выбор" ценой собственной жизни, даже единственную глуповатую фразу помню до сих пор "потому что он был хорошим мальчиком и знал, что хорошие мальчики не предают".
Ну вот. Этим меня и Обитаемый остров конкретно (а не всё творчество Стругацких в общем) привлекает. Проблематикой. Понимаете да, о чём я говорю.
Есть и ещё одна тема, которую мне бы хотелось донести как-то до ребёнка. Там в книге есть сцена, когда они взрывают эту чёртову башню. Большинство подпольщиков погибает, естественно. Максим выносит типа из огня, кажется, двоих. "Это все?!" (в смысле - кто остался, выжил) - спрашивает его ожидающий на стрёме товарищ с ужасом. "И Максим был ему благодарен за этот ужас." Вот в этом плане, понимаете, не конкретно за этот эпизод, а вообще. Вот то, что они всё-таки взрывали, не жалея ни себя, ни других, а не сидели и плакали, заламывая руки. Но и вот этот ужас, понимаете, вот что мне хотелось бы донести, это важно, вот этот ужас.
И по поводу жизни вообще, конечно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments