olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Category:

Хорошие манеры в рисунках и примерах

С детства им учили меня семья и школа. У меня даже книжка такая была - с одноимённым названием. А ещё настольная игра. Там надо было находить парные картинки. К каждой жизненной ситуации, изображенной на картинке, были соответствующие две картинки - с правильным и неправильным выходом. Некоторые были довольно прикольные, так что я иногда с удовольствием в неё играла. Невоспитанные дети там были изображены с мягким юмором, не злобно. Нередко, они были даже симпатичнее воспитанных, их невоспитанность рассматривалась скорей не как порок, а как некое неудобство, заставлявшее их попадать впросак, больше по неведению и неловкости, чем по злому умыслу.
Если вы думаете, что я собираюсь обличать методы тоталитарного совкового воспитания, то вы ошибаетесь. Многое из того, чему меня учили по малолетству, я пересмотрела в сознательном возрасте. Но вот как раз явная и неявная концепция того, что значит быть воспитанным человеком, усвоенная мной в детстве, и до сих пор кажется мне самой разумной и правильной из мне известных. Это не значит, разумеется, что я ей всегда следую, ибо человек слаб:)  Но как то, к чему стоит стремиться, и чему стоит учить подрастающее поколение - вполне.
Правила хорошего тона неявно можно было разделить на две группы. На мой взгляд, вообще-то неправильно, что эти группы часто смешивают, ну да бог с ним. К первой можно отнести собственно этические требования и пожелания, вообще говоря, к "воспитанности" в традиционном понимании не имеющие отношения. В транспорте стоит уступить место старому человеку, инвалиду, женщине с маленьким ребёнком на руках, маленькому ребёнку. Почему? Да просто потому, что им тяжелее стоять, чем тебе, молодому и здоровому или молодой и здоровой. Никаких хитростей и таинственностей. Естественно и правильно помогать людям, тем более тем, кто слабее тебя. Стареньким бабушке или дедушке, выходящим из транспорта, незападло подать руку, чтоб они не долбанулась на асфальт со своей палочкой. Я вот как с малолетства подавала, так и сейчас подаю. Не стоит своими шаловливыми ручонками портить то, во что вложен труд других людей - ковырять парты, столы и стены. Ломать деревья и кустарники - и без того у нас в городе зелени не густо, чем дышать-то будем?! Мучить беззащитных живых существ. И т.д. Всё это совершенно понятно и прозрачно, и собственно к "хорошим манерам" имеет непрямое отношение.
Ко второй группе относятся такие неочевидные требования, которые обычно и относят, собственно, к "правилам хорошего тона". Однако, как объясняли мне в детстве, на самом деле, этот тот совершенно рациональный минимум, который делает людское общежитие более приемлемым и даже отчасти приятным для всех его участников. Почему стоит жевать, особенно, что-то типа яблока, с закрытым ртом? Потому что не особо приятно, когда в тебя летят из чужого рта кусочки пищи. В принципе, не смертельно, но неприятно. Вот и соседу твоему неприятно. Почему надо закрываться, когда чихаешь-кашляешь? Чтоб не накидать своих бацилл окружающим.
Почему не надо орать в автобусе или уж очень громко гоготать, даже если обсуждаешь что-то уж очень прикольное с другом-подругой? Потому что окружающих людей это может доставать, может, они усталые с работы едут, хотят подремать или просто посидеть в тишине. Погоди маленько, пока выйдешь, умерь свой пыл, прояви уважение к чувствам и состоянию других. Почему котлету лучше порезать на кусочки или там отрезать по кусочку, а не пихать целиком в рот. Ну вообще так удобнее. Целиком-то она ведь не влазит. Можно и рот порвать. Можно, конечно, на вилку надевать целиком и каждый раз понадкусывать, но с вилки она может и соскочить - в тарелку или на стол, обрызгав тебя и окружающих гарниром, что, согласись, тоже не особо-то приятно. У меня вот так случалось неоднакратно, и теперь я режу, да. А почему вообще руками не есть? Да на самом деле, что-то как раз так и "положено" есть. Типа курицу, например. Но, блин, ведь неудобно - руки жирные и все дела! Как раз для этой темы, кстати, и предназначены салфетки - вот. Но кстати, вот я всё равно вилкой ковыряю, и курицу тоже, неохота пачкаться. Не говоря уж о гарнирах всяких. Почему "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте"? Да это выражение благожелательности и просто благодарности людям. Ведь, в сущности, вокруг нас не враги, а более-менее дружественно настроенные, похожие во многом на нас самих существа. И т.д. до бесконечности. Ничего страшного во всём этом нет. Замечу, интересный факт - дети, практически все, почему-то обожают разговоры на именно эти темы, не говоря уж о соответствующих играх или "тренингах". Абсолютно все, независимо от "интеллигентности". Может, потому, что речь заходит не о каких-то абстрактных 2+2 или "опиши, что ты видишь на картинке", а о совершенно реальных, самых важных вообще для них вопросах человеческих взаимоотношений.
И, наконец, над всеми этими правилами второй группы возвышалось самое главное правило. Типа того, что воспитанный чел, это не тот, кто правильно пользуется ножом и вилкой, а тот, в обществе которого человек, не умеющий ими пользоваться, не будет чувствовать себя неловко. Это мне говорили родаки. Этому учили в школе. Это было написано в самом начале книжки. И это, действительно, самое важное. Штаны или платье, заляпанные неловким соседом по столу, можно и постирать. А вот высокомерное хамство никто терпеть не будет. Останешься наедине со своими ножами-вилками.
Конечно, это правило не относится к требованиям первой группы. Потому-то и не совсем правильно, что их всегда относили к правилам хорошего тона, во всяком случае, в пору моего детства. Вполне можно сделать замечание здоровенному детине, перед которым стоит бабушка. Шугануть пацанов, дергающих за хвост кошку или корчующих только что посаженные деревья в парке и т.д. Тут излишняя деликатность не уместна.
Однако, она уместна во всех других случаях. Именно с ней было довольно, прямо скажем, хреновато в СССР, да и сейчас не особо лучше. Особенно, в отношении традиционных воспитуемых - детей и подростков. Что связано, возможно, отчасти с традиционным отношением к "своим", с которыми себе можно позволить много больше, чем с "чужими". Что, кстати, традиционным "хорошим манерам" как раз противоречит. Но неправильно, конечно, не поэтому. А потому что строит отношения на дурацких, нерациональных, отчасти унизительных для всех их участниках основах. На самом деле, я не вижу в этом уж очень страшной катастрофы. Возможно, дети, которых шпыняют сейчас глупые мамаши "вынь руки из карманов сейчас же", вырастут, благополучно забудут всю эту хрень, поймут и простят своих несчастных родаков, пожалеют и полюбят их ещё больше. В детстве я обижалась на мать, которая рассказывала своим подругам забавные эпизоды из моей жизни прямо в моём присутствии. Став взрослой, я поняла, что просто была самым главным событием в её жизни. О чём, собственно, ей было ещё рассказывать. Это не значит, конечно, что так и надо поступать и что всё это хорошо кончится. Может и нет, конечно. Мне хотелось бы поговорить о другом.
"Хорошие манеры"сейчас стали чем-то совершенно иным, чем просто правилами человеческого общежития, более или менее разумными. Сейчас, когда целые социальные слои оказались отброшены не только в материальном смысле в бездну маргинализации, они приобрели некий мерцающий ореол призрачного пропуска в сытый и счастливый благополучный мир. Или хотя бы просто сытый. Наглядный пример. Подруга моей матери, рабочая на вредном химическом предприятии, вместе со своими товарками по цеху ходит в Елагин дворец. На балы. Им выдают бальные платья на прокат и слегка учат танцевать. Ну и вообще типа манерам, кстати. Дорого. Как бы тётеньки прикидывают себя такими светскими красавицами из высшего общества России, которую мы потеряли, на светских раутах. Ледями, так сказать. Тётки по сорок-пятьдесят лет. В конце концов, лучше чем бухать беспробудно, да, хоть и дороже. Впрочем, последнее время первое уже стало совмещаться со вторым.
Не знаю, сознательный ли это заговор правящих элит с целью дебилизации трудового народа и буржуазной культурной гегемонии или закономерное следствие деиндустриализации и общего понижения уровня образования - наряду с увлечением религией и прочей эзотерикой. Рассматриваю это как проблемный вопрос для обсуждения.
Наряду с этим бессознательным порывом «простых людей» к «красивой жизни» я неожиданно встретилась с «теоретиками» этого дела, излагающими свои взгляды, так сказать, с помощью клавиатуры: http://chaotickgood.livejournal.com/65704.html. Я имею в виду, разумеется, некоторых оппонентов автора поста.Признаюсь сразу, эти люди кажутся мне хуже всех из перечисленных выше категорий. Во-первых, , они проповедуют крайне отвратительное оскорбляющее человеческое достоинство прикладное отношение к человеку, в частности, к ребёнку, как к заготовке для изготовления годной в хозяйстве вещи. Во-вторых, они очень глупы – и  если искренне считают, что для того, чтобы попасть в университет, нужно научиться не держать руки в карманах, и если из каких-то соображений надеются уверить в этом окружающих.  И, наконец, главное, они крайне плохо воспитаны  - в самом традиционном смысле этого слова. Думаю, в этом плане их мог бы перевоспитать и привить им уважение к окружающим людям традиционный рецепт моего детства – производительный труд на благо общества совместно с другими членами этого общества и под их контролем. Обычно, это обучает хорошим манерам лучше и быстрее всего.

Subscribe

  • (no subject)

    Что такое харассмент? Как говорит один мой знакомый :" не слушайте критиков, дайте слово апологетам":…

  • (no subject)

    Чего я ждала. А какого ответа я ждала от убежденных и последовательных атеистов? Отчаянного и безоглядного - "верую, ибо абсурдно!" - ждала я. Да мол…

  • (no subject)

    Только совсем уж непритязательные люди не верят в Бога, - пишет Быков, и хотя это его суждение, как,впрочем,и многие другие, исключительно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Что такое харассмент? Как говорит один мой знакомый :" не слушайте критиков, дайте слово апологетам":…

  • (no subject)

    Чего я ждала. А какого ответа я ждала от убежденных и последовательных атеистов? Отчаянного и безоглядного - "верую, ибо абсурдно!" - ждала я. Да мол…

  • (no subject)

    Только совсем уж непритязательные люди не верят в Бога, - пишет Быков, и хотя это его суждение, как,впрочем,и многие другие, исключительно…