olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

литературные корни русской свободы)

Интересная статья Кобрина. Виталик, вот тебе должно ужасно понравиться. Основная мысль - прогрессизм - тоже наша скрепа. И вообще так гуманистично.
Мои соображения. Дискурс Белинского прекрасно работает для определенного социального слоя и ситуации. А именно для интеллигенции, литературной, культурной и всякой, революционно-демократической, например, просвещающей народ, которому она слегка как бы задолжала в общегуманистическом смысле, во-первых, и относительно которого она безусловно стоит на более высокой ступени социального и культурного развития, во-вторых. Весь комплекс этических, эстетических и даже политических предпочтений - исходит именно оттуда. Язык обсуждения и осмысления, о котором пишет Кобрин, в том числе.
Однако, в современности этой ситуации нет. Естетственно, я говорю о пост-советской повседневности.  Да у Кобрина есть идея, что все возвращается на круги своя, к домарксовским временам по-настоящему большого стиля, но пока это выглядит скорей красивой литературной метафорой. Образование ещё не стало по-настоящему кастовым, различные классовые группы ещё не отделены друг от друга настоящей социально-культурной стеной.
Особенно это касается тех, кто жил взрослой жизнью в ссср, если они не дети партийных и советских чиновников, разумеется. Ни о каком долге перед каким-то непонятным "народом" тут не только не может идти речь, эти люди или их родители - зачастую выходцы из самых нижних социальных слоев. Про это когда неплохо писал Жвания. Раскрывая пресловутый мем о "когда я успел задолжать родине" он вполне резонно замечает, что поступал в интситут, учился, кстати, служил два года в армии и не офицером, а именно солдатом, работал и т.д. - все на общих основаниях. Ни малейших оснований ни чувствовать себя чем-то лучше и выше окружающих людей, чтоб проповедовать им пути спасения, ни чувствовать себя перед ними чем-то в (моральном) долгу у него нет.
А между тем подспудно именно это корни эстетической и моральной позиции обобщенного Белинского. Не совсем правда, что в этом и ТОЛЬКО В ЭТОМ, в этой позиции, корни той русской свободы, мне кажется.
Конечно, участникам залоговых аукционов есть кому и за что отдавать долги. Но они вряд ли это будут делать хоть с Белинским хоть без оного. Ту скорей будут к месту те  самые проповедники бунта с капустой в бороде, возможно?
Белинского и Чернышевского я очень люлю,кстати, и довольно много читала. Хотя Писарев как-то ближе, кстати. походу) Добролюбов, впрочем, тоже временами доставляет:
Он знает: плясать бы заставил я дубы
И жалких затворников высвистнул к воле.
Когда б на морозе не трескались губы
И свист мой порою не стоил мне боли.
Subscribe

  • Но можно рукопись продать

    Мне всегда было интересно, а как относятся противники легализации проституции (ну я имею в виду нормальных человеческих противников, а не…

  • (no subject)

  • (no subject)

    Facebook post Ну, в общем, я за то и говорю. Что это уже давно как бы не политический вопрос-то.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments