olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

про достоевского

Интересная заметка т. taki_net в Великие писатели несводимы к политубеждениям, но все же имеют их
Кажется как-то  соомнтельным только насчет коммунистичности - в любом её изводе - того Достоевского.
Дело ведь не в том, кто когда что там сказал, да, во всяком случае, если речь о писателе, мне кажется. Как я прикидываю, источников той коммунистичности может быть в принципе два - оба вместе или хоть по отдельности на худой конец.
Мне кажется это, во-первых, представление о том, что люди собственными силами и общими усилиями, в принципе, так или иначе,  резко или мягко, долго или коротко, теми или иными методами и т.п., но могут построить более-менее справедливое, свободное, человеческое общество, и что в принципе это вполне себе годная и правильная тема. Это  совсем необязательно может быть так прямо выражено, может, даже автор вообще за противоположное топить идеологически, но это очень прозрачная идея, она всегда чувствуется (или столь же прозрачное её отрицание).
Вторая тема ещё менее рационализирована, но тем не менее прекрасно акцентирована у настоящего инженера чел. душ (или опять же столь же явное и выраженное её отрицание) - эта общая такая тяга хотя бы к свободности что ли. Понятно, что та свободность понимается по-разному, если не проивоположным образом - у Есенина одна, а у Маяковского другое, а у Хармса третье вообще, как и у Троцкого одно, у Махно другое,а  уж у Савенкова так и вообще, не суть, я говорю в принципе о таком направлении, пусть и очень различном.
То, что у Достоевского - один из основных стерженй творчества - отрицание первого пункта, по-моему, очевидно.
Интересно, что и по второу пункту у него столь же яростное неприятие. Я ведь говорю не об идеях даже.
Его положительные герои не только не борются за свободу, они не пожимают презрительно плечами, не сплевывают сквозь зубы, не кривят злую улыбку, не шагают тяжело и уперто или легко и отчаянно наперекор и наискосок, по полю и и черз лес, не задыхаются от погони и не оборачиваются внезапно ей навстречу. Точнее, все или что-то из этого они могут делать до того, как стали положительными героями, как знак порока,  до того как уйти от него, обязательно предав и продав кого-нибудь, лучше всего - самого себя, к благости и смиренной лепоте. Даже  вполне конформистская договоренность  с жизнью зависимого , но все ж не потерявшего определнное достоинство человека им недоступно. Не, только истерическая унизительность и душегубская смиренность, душераздирающая  кротость и изощренная оскорбительность жизни вообще, фирменное варево, заменяющее его героям все меню от любви до ненависти, от личного до политического. И это не бешенство у него вызывает как у замечательного Горького, а не, тот достоевский-то по правде думает, что это она и есть, так она и должна выглядеть, жизнь и любовь.
Из забавного - чувак в комментах по правде вроде не стебется, на голубом глазу считает и даже теорию строит что все многообразие человеческого отношения к жизни лежит между выклянчить  или вырвать с глотки у кого-то кусок пожирней либо попытаться изменить систему, оказавшись самому на вершине той пищевой цепочки,распределения кусков (конформист и выдумщик). Иные вар-ты чувак в простоте душевной и не прикидывает...ну и бог с ним, может и к лучшему. Почему-то евреев он заискивающе записал в удачливых прогибальщиков, вот она где, антисемитизма-то, вопреки кстати всяокму здравому смыслу, так к ак на деле-то все обстоит ровным счетом наоборот.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments