olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Categories:

Одна из самых замечательных книг, прочитанных мной в жизни, - «Грамматика фантазии» Дж. Родари.  Я исключительно много из нее почерпнула, и использую буквально каждый день в своей работе и вообще в жизни. 

 

Написана она по-деловому, без всякого слюнтяйства и была рекомендована в качестве учебного пособия по развитию речи, начиная со старшей группы детского сада, для воспитателя - с советских, насколько я знаю, времен – откуда я собственно и узнала об этой книжке.

В ней исключительно емко, доступно, грамотно, увлекательно и, я бы сказала, художественно описано, как научить детей, начиная где-то со старшего дошкольного возраста, придумывать сказки и истории, начиная с окончаний и продолжений известных сказок и заканчивая созданием своих собственных коллективных и индивидуальных произведений.  Рекомендующие педагоги (Гербова, например) справедливо делали упор на развитие речи детей, происходящее в ходе этого процесса, очевидно также развитие фантазии, воображения, мышления, творческих способностей, а главное, личности ребенка вообще. Как писал автор в предисловии, его целью было не то, чтоб все поголовно дети стали писателями, а чтоб никто из них не стал рабом.

Дело еще и  в том, что это вообще одна из самых гуманистических книг,  которые я когда-либо встречала – и не только относительно воспитания детей.

Что-то в ней такое есть для взрослых, что есть в сказках Дж. Родари – для детей.  В ней нет горькой сочувственной самоотверженной печали Корчака, хотя и сочувствия и самоотверженности, да и горечи порой хватает. В ней нет и суровой бодрости и товарищеской бескомпромиссности Макаренко – возможно, потому что речь идет о маленьких детях, а не о подростках, да и целью своей автор видит их раскрепощение и развитие,  а не то или иное «дисциплинирование».

Зато в ней есть спокойная веселая и человечная свободность.

Сказки, рассказанные мелкими, я записываю на диктофон, и потом мы еще раз их вместе слушаем и обсуждаем. Это одно из самых любимых детьми занятий. Сначала это было отдельным занятием. Потом я специально приурочила его к нелюбимому тихому часу, и теперь все ждут его с нетерпением, побыстрей стараются пообедать и забраться в кровать – сидя в кроватях, они рассказывают свои истории.  Рассказывать хотят абсолютно все.  Самое трудное – слушать других. Правда пока во всяком случае большинство не слушает, а просто тихо пережидает в ожидании своей очереди. Некоторые даже слегка дрожат и постанывают от нетерпения. Надеюсь, в будущем воспитать такой же интерес и к чужому творчеству.

Вот одни из моих любимых историй. Относительно некоторых у меня есть сомнения относительно их полной самостоятельности – может, дети даже бессознательно использовали что-то прочитанное родителями или еще вероятней – увиденное по телеку.  Уж больно складные. Но я во всяком случае источников не нашла нигде.

1.       Пончики (исключительно симпатичная мне модификация колобка в идейно правильном русле). Жили –были  мужик и баба. Раз мужик захотел вкусненького. Баба поскребла, замесила и т.д. – испекла пончики. Поставила студить на окно. Они прыг – и убежали. Пришли в лес. Повстречали зайца. Тот хотел съесть. Но не тут-то было. Пончики обработали его сообща. Один пел песенку, прикрывая отход, дразнил. Другой дернул за хвост, отвлекая. Третий покатился по дорожке. Короче, убежали все. Аналогично – с лисой, волком и медведем.  Потом пончики путешествовали на полюс – к пингвинам и тюленям. Побывали в вечной мерзлоте и на льдинах. Причем, плавая в ледяной воде, ловили рыбу для корма, отчего запоздало остыли. Потом путешествовали в джунгли. Там их пытались поймать дикие обезьяны, чтоб съесть вместо бананов. Но пончики были жирные и скользкие и увернулись.

2.       Бабочки. Жили-были бабочки на полянке. К ним прилетели птицы и позвали на другую полянку – сказали, что там больше цветов и солнца. Бабочки не могли лететь – с ними был их дети - гусеницы. Тогда птицы предложили перенести гусениц в своих клювах. Бабочки поблагодарили и согласились. Птицы взяли гусениц в клювы и полетели  не на соседнюю полянку, а к своим гнездам – кормить ими своих птенцов. Бабочки кричали птицам – отдайте, отдайте, но те смеялись, что их обманули.  Тогда бабочки одели волшебные маски с клювами и стали сами как птицы (отличие бабочек от птиц – в клювах). Они напали на птиц, стали их клевать, тогда птицы приняли их тоже за птиц и отдали им гусениц. Бабочки забрали своих детей и вернулись на полянку (новую или старую – уже потеряло актуальность по ходу).

3.       Снежный человек. Вариация на тему снегурочки вроде со счастливым концом, но тем не менее грустная почему-то, чем меня лично и привлекла. Жил-был снежный человек. Осень ему было еще ничего. А зимой вообще хорошо. Он купался в снегу, прыгал, играл, катался с горки, ел снег, сосал сосульки. Потом началась весна,  и он стал таять. Ему было плохо. Он держал сам себя, сжимал вот так, чтоб не растаять.  Потом он нашел дом в глухом лесу. Там было холодно, как в холодильнике. Это был как бы холодильник. Он сидел там всю весну и лето. Никто к нему не ходил и он никуда не выходил, чтоб не выпускать холод и не пустить тепло. Ему было скучно.

4.       История чересчур поучительная и явно ориентирована на мое одобрение – мелкие уже понимают, чего от них ждут. Тем не менее.  Лиса, волк, заяц и курочка поссорились и подрались. В драке они не заметили яму и упали в нее.  Они не могли выбраться, им было нечего есть и пить, они стали опять ссориться и драться и даже хотели съесть курочку. Но курочка придумала выход. Лиса встала на плечи волку, заяц – на плечи лисе, Курочка – на плечи зайцу. Потом курочка немножко подлетела и выбралась на землю. Она нашла длинную веревку, один конец привязала к дереву, другой – спустила в яму. По этой веревке все выбрались и с тех пор жили дружно, не ссорились и всегда помогали друг другу. Меня в этой истории больше всего почему-то тронул тот момент, когда «курочка немножко подлетела».

 

Subscribe

  • Немного жажды жизни)

    : я за себя отвечу, не за Хахама. Аноним 4 августа 2021, 00:32:15 UTC СВЕРНУТЬ О Господи, Молли, какая же Вы дура :-( Бывает; но зачем это постоянно…

  • (no subject)

    Заранее прошу прощения у религиозных людей - за, возможно, опошление и огрубление важных для них штук. Тема, близкая в чем-то к теме последнего…

  • Немного советской русскоязычной интеллигенции

    Продолжение социологического исследования про леди и даже, в некотором роде, я бы сказала, ледей: tandem_bike: на какой помойке ее зачинали, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments