olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Тоталитаризм и жизнь

Меня всегда поражало лицемерие некоторых либералов.Сокрушаясь по поводу "левацких утопий", они, очевидно, не затрудняя себя глубокими познаниями и размышлениями, раз за разом приводят избитые до пошлости сентенции: "для того, чтоб обеспечить равное распределение, заставить людей работать, не брать лишнего, следовать коммунистической доктрине и стройными колоннами шагать в светлое будущее, вам понадобится целая армия карателей и надсмотрщиков, тоталитарное государство и прочий репрессивный ад и гулаг."
Оставим сейчас в стороне справедливость и логичность этих предположений, да и то, что, собственно, они конкретно-то значат. Что значит это сакраментальное "следование доктрине", "верность идеалам", "идти в будущее"?
Даже то удивительное общественное значение, которое эти люди придают своим личным идеалам и доктринам внутри собственной головы, считая, что они могут представлять интерес или угрозу для какой-либо рациональной политической силы.
Бог с ним.
Удивительно другое. Этих людей почему-то совершенно не смущает, что для поддержания "естественного" порядка вещей, охраны частной собственности и гражданского согласия, их собственного, допустим, спокойствия или даже, возможно, шаткого благополучия и прочей божьей благодати требуется огромный тщательно и скрупулезно выстроенный аппарат насилия и подавления - чиновничий, полицейский, судебный, карательный, целая отлаженная репрессивная система. Где-то она идет вразнос, как та пыточная машина в Исправительной колонии Кафки, и вместо долгого и аккуратного замучивания просто кромсает на куски, забрызгивая зрителей и палачей кровью и испражнениями, уничтожая не только назначенных на роль преступников, но и саму себя по ходу; где-то работает более четко и исправно, но цель и способы её функционирования, в общем, прозрачны.
Почему, когда воришку тащат в тюрьму, лишая самого дорогого, что есть у человека - свободы, даже отвлекаясь от прав и достоинства - это более естественное и должное, чем если винтят диссидента в том или ином смысле? Для меня вот лично противоестественно и отвратительно и то, и другое. Но если для вас нормально, то какие претензии к "полицейщине"?
Между тем, отвлекаясь от либерального дискурса, я действительно считаю, что и даже в самом справедливом и человечном обществе есть до кучи за что бороться и что охранять и защищать. Собственно, баланс этого, наверное, и есть залог какого-то развития что ли. Как это может и должно происходить, какими механизмами и средствами - действительно проблемный вопрос, не либералам, в средствах как раз не стеснявшимся никогда, его задавать, но тем не менее.
Причем, это не настолько праздный вопрос, как большинство обсуждаемых нами зачастую. Косвенно он связан с такими практическими темами, как допустимо ли сдавать нациков (и вообще кого-либо) полицаям, можно ли требовать государственных репрессий против кого бы то ни было, стоит ли радоваться увеличению числа государственных приютов или, наоборот, частных т.н. гражданских инициатив, обращаться к индивидуальным, групповым, обще-классовым (или считаемым нами - конкретными очень отдельными людьми - таковыми) интересам людей?
Возможно, именно в этом конкретно вопросе есть основания в теориях некоторых анархистов, полагающих общественное решение жизненно-важных вопросов, где сталкиваются интересы и мнения разных людей и даже неантагонистических групп.
Вот вчера спорила с отличным парнем, занятым активнейшей практической помощью мигрантам, бывшим анархистом, кстати, знакомым ещё по моим анархическим временам. Теперь он такой человечный либерал немного, с уклоном в демократизм и борьбу с полицейщиной. Удивительно, что критикуя левацкие заблуждения, он логично приходил к критике даже вполне буржуазной демократии. Рассказывал об устройстве швейцарских кантонов, где решением жителей может быть отказано в принятии мигрантов (не знаю, так ли это, но вот, что мечеть они как-то не захотели, и её, соответственно, не построили, это вроде и правда так). Это нехорошо, - соглашалась я, - и виной всему, конечно, капитализм, допустим. Ну, возможно, когда во-первых, людям не придется бежать с мест, где они родились - не из-за жажды приключений и новых впечатлений, а из-за несовместимости существования там с жизнью, а, во-вторых, сам экономический строй не будет противопоставлять людей друг другу в конкуренции за рабочее место и вообще место под солнцем, то таких проблем... ну скажем так, будет, наверное, меньше. Но тот выход, который предлагаешь ты, неявно ориентированный на пресловутого "единственного европейца" - именно что предполагает обязательное существование армии тех, ненавистных тебе, политиков, бюрократов, чиновников, принимающих и разрабатывающих то или иное решение без всякого твоего участия, а также полицаев, обеспечивающих так или иначе его выполнение.
Subscribe

  • Фет

    Мне особенно это офигенное "моя дорогая" заходит, чуток насмешливое, надменное и офигенно горькое, эта вообще интонация чисто. Ну и вообще все. На…

  • Есенин

    * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени…

  • Бродский

    Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам, вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме, к треугольным домам, вдоль оврагов пустых, по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Фет

    Мне особенно это офигенное "моя дорогая" заходит, чуток насмешливое, надменное и офигенно горькое, эта вообще интонация чисто. Ну и вообще все. На…

  • Есенин

    * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени…

  • Бродский

    Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам, вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме, к треугольным домам, вдоль оврагов пустых, по…