olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Противоречивость зависимости.

Интересная заметка. В целом, согласна с автором. Однако, вообще тема противоположности требований, предъявляемых к зависимым людям (а только к ним, собственно, и возможно какие-то требования именно что предъявить), мне кажется, имеет под собой какие-то основания. Все мы, конечно, в какой-то степени, зависимы, но, как справедливо замечает автор, все же от разных людей и факторов, да и в разной степени.
Приведу близкий мне пример - дети. Люди, действительно и объективно в огромной степени зависимые и несвободные, в отличие от тех же женщин, да и вообще взрослых. Отвлекаясь от частностей, вполне можно, на мой взгляд, пользуясь определением автора заметки, вообразить, что все взрослые на одно лицо, и абстрагируясь от частностей, сформулировать распространенное общественное требование к детям - быть послушными, аккуратными, внимательными, старательными, прилежными, делать, чего говорят, безусловно уважать старших, не баловаться, не шалить, не нарушать, короче, хорошо учиться и примерно себя вести. Но тех детей, которые слишком буквально следуют этим "заповедям", активно внедряемым в сознание ребенка, очевидно не любят - причем, зачастую именно их авторы и пропагандисты. Брезгливое презрение к "подлизам", "заучкам", "ботанам", "тихарюшникам", "как не живым и как не родным", "слишком хорошим", "вареным и замороженным тормозам",  "убогим", "чересчур послушным и чересчур правильным, аж противно", "безответным", "где поставишь, там и возьмешь - баранам" и т.п. активно вербализуется или всем своим невербализованным отношением высказывается  взрослыми - зачастую как раз именно теми, кто требует послушания и тишины.
Как точно сформулировала это моя знакомая воспитательница, как раз, кстати, детей любящая: Ребеночек не должен быть уж слишком серьезным...с ним должно быть можно и пошутить, и поругать, и наказать,и  приласкать, и побаловаться, и построить... Т.е. противоречивость требований диалектически связана и является частью и выражением общей зависимости, как бы расширяющей её за рамки формальных требований, подчиняющей не только "тело", но и "душу".
Аналог - православный дискурс - "не согрешишь - не покаешься".
Поэтому ключевая здесь - именная зависимость. Для детей она, видимо, неизбежна и объективно обусловлена, чем и компенсируется, а кроме того - своей переходящестью, нацеленностью на подготовку к будущей независимости, да и тем необходимым для развития теплом, которым все же по большей части окружают своих детей большинство даже не слишком продвинутых взрослых.
А вот у взрослых такого "оправдания" нет, и роскошь человеческого общения во всех его видах, видимо, должна иметь в своей основе исключительно свободный, личный, осознанный человеческий выбор, независимость, уважение к себе и окружающим, чувство собственного достоинства и все такое прочее. Ограниченные лишь ясными и прозрачными действительно общественно выработанными требованиями, ограничивающими, скажем, проявления насилия и агрессии и прочие, очевидно, неприятные и опасные вещи.
Хотя кто-то скажет, что жизнь вообще очень сложная штука, имеющая в своей ткани до кучи естественных и неотъемлемых, а не привнесенных каких-то, противоречий. И тоже будет, наверное, прав.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments