olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Симпатия как преобразующая сила

Большинству тех, кто имел дело со своими или даже чужими детьми, известно, из простого практического опыта, чаще всего, чисто интуитивно, несколько циничное, в сущности, правило, вербализованное в более-менее благопристойном виде в педагогической литературе.Ребенок простит тебе (возможно, к сожалению, да) все - глупость, тупость, грубость, жестокость, нелепость, незнание и неумение, манипуляции... Кроме отсутствия непосредственно живой и деятельной заинтересованной симпатии. Это, кстати, популярное объяснение, почему всяких мудаков и уродов часто любят ихние ребятишки. Еще раз - возможно, это не очень хорошо, несправедливо, может калечить в чем-то самого ребенка. Но это и правда так. В соответствующей литературе подчеркнуты практические продуктивно-позитивные моменты - воспитывать хоть сколько-нибудь результативно можно лишь тех детей, с которыми у тебя есть эмоциональный контакт и бытовая эмпатическая связь. Проще говоря, твое осуждение и порицание, да и просто наставление воспримет лишь тот ребенок, которого ты гладил по головке, держал на ручках, катал на шее и называл ласковыми словами до этого, причем, более-менее искренне. Для этого, кстати, не обязательно кончать педагогические академии.
Впрочем, вместо этого, можно покупать барбей или кто там у них сейчас. Тогда лет в пятнадцать ребеночек потребует айфон и догадается (даже независимо от того, каков будет результат его запроса), что ты мудак, причем, эта догадка не будет смягчена даже жалостью или сочувствием. Можно хвататься за ремень, поддерживающий штаны на толстой заднице - как мерзкий садистский мудак. Можно ныть и истерить - как жалкий мудак, что по мне так симпатичнее. Но по большому счету - не суть.
Мне кажется, что-то подобное существует и в отношениях с окружающим миром людей, ставящих перед собой задачу его преобразования. Т.е. существует, конечно, теория и методика этого преобразования, стратегия и тактика. И даже до кучи их. Но исходным условием, чтобы появилась хотя бы возможность применить их на практике, является именно это - открытый и симпатизирующий интерес, по крайней мере.
Можно испытывать тягу к традиционалистскому контексту, черпая из него стройное мужество и суровую теплоту,  прелесть затейливого разнообразия и мягкую стойкость определенности (ну да, я вспоминаю о своих соответствующих друзьях). Можно принять честное достоинство прогрессистского гуманизма, обаяние его насмешливого бесстрашия, красоту и свободную силу поиска (да, для меня тоже персонифицированно и олицетворяемо).
Можно интересоваться людьми, потому что они интересные, женщинами, потому что они затейливые, мужчинами, потому что они забавные (елки, даже не знаю, на чем остановиться, так все это волнительно приятно).
Можно ценить семейные ценности, извиняюсь, конечно за выражение, ну чего уж там - не милоновско-мизулинское говно, а теплоту и силу человеческой близости и привязанности, дающих опору и силу для развития человеческой личности (елки, охренительно знаю, о чем говорю).
Можно восхищаться смелой честностью и  бескорыстной добротой  свободной человеческой независимости (здорово это понимаю).
Можно воспевать красоту и поэзию преобразующего мир человеческого труда - он и правда красив и вдохновляющ.
Можно в порыве к свободному творчеству  всей душой стремиться к избавлению от кабалы необходимости добывать себе хлеб насущный в поте лица своего, от которой нередко охота удавиться каждому, кому приходится темным холодным утром вставать на работу по звонку будильника, когда полночи читал книжку, смотрел фильм, слушал музыку, базарил с друзьями, бродил по городу, не говоря обо всем остальном.
И т.д. до бесконечности.
Все эти темы на самом деле не протвиоречат друг другу, переплетаясь в многоцветье жизни. Более того, тот, кто по-настоящему любит что-то, чаще всего не будет ненавидеть - не противоположное, нет - просто другое.
Но елки, меня озадачивает та бедность жизненных привязанностей, которая встречается иногда у некоторых претендующих на этой жизни преобразование.  Может привлекать одно, восприниматься как чуждое другое - ок, ладно, бывает. Но , елки, полюбите хоть что-нибудь! Ладно, черт с ним, насильно мил не будешь и бедность - не порок. Точнее даже - ошарашивает богатство непривязанностей и неприязней. А если уж к этому прибавляется напор, глупая агрессивность которого лишь подчеркивается его комичной виртуальностью, то как-то совсем неприятно.
Т.е. я к чему. По мне даже самый скромный революционер - это такой веселый, смелый и добрый братишка (сестренка), строящий новый пригодный для жизни дом вместе с тобой - пусть на месте разрушенного СИЗО, ок.
А не брезгливый насильник-импотент.
Как известно, Троцкий закончил свою автобиографию цитатой из Прудона:"... я наслаждаюсь этим зрелищем, в котором я понимаю каждую картину; я присутствую при этих изменениях жизни мира, как если бы я получил свыше их объяснение; то, что подавляет других, все более и более возвышает меня, вдохновляет и укрепляет: как же вы хотите, чтоб я обвинял судьбу, плакался на людей и проклинал их? "
И даже подписался под ней, несмотря на всю Прудоновскую идеологическую чуждость и некоторую излишнюю пафосность, также чуждую насмешливому Льву Давидычу)
Subscribe

  • Но можно рукопись продать

    Мне всегда было интересно, а как относятся противники легализации проституции (ну я имею в виду нормальных человеческих противников, а не…

  • (no subject)

  • (no subject)

    Facebook post Ну, в общем, я за то и говорю. Что это уже давно как бы не политический вопрос-то.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Но можно рукопись продать

    Мне всегда было интересно, а как относятся противники легализации проституции (ну я имею в виду нормальных человеческих противников, а не…

  • (no subject)

  • (no subject)

    Facebook post Ну, в общем, я за то и говорю. Что это уже давно как бы не политический вопрос-то.