olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Categories:
Прочитала тут Историю Тацита.
И вообще прямо поразило.

Я не сильна в истории, и очень многое узнала ( и, кстати, значительную часть - из примечаний, текст- то очевидно для тех, кто разбирается, для кого это именно своя история)

Но поразила именно художественная и какая- то...человеческая что ли тема.
Я и не представляла, что история, историк может быть такой и таким.

Во - первых, он именно человек и вполне определенный человек, более того, читая его, тоже очень хочется быть человеком.

Т.е. все- таки, видимо, есть у нас какие- то общие ценности всю дорогу, и даже именно эти ценности и есть ценности.

Он, причем, не мораль читает ни разу, просто ему органически это отвратительно - ложь,льстивая и рабская покорность победителю и пресмыкательство перед силой, "их угодливая радость куда хуже их преступлений". " Не из особой преданности или страха а как бы наслаждаясь собственным пресмыкательством.""Стремясь стать владыкой, вел себя как раб "И чернь надругались над ним мертвым так же подло,мкак пресмыкалась перед ним живым" ( про Вителлия что ли). Прямо
слышишь эту интонацию, видишь лёгкую брезгливую улыбку
на тонких губах, черт знает.

Он ни разу не гуманист но "убийство безоружных не может вызвать ничего, кроме отвращения и ужаса".

Вроде он не шибко религиозен, да и к экзальтации не склонен но вдруг "вещая судьбу, сверкали молнии".
Сколько ему лет вообще было, мне неудобно шариться, интернет ограничен, вдруг такое горькое " нет врагов - погубят друзья". " Не способны вынести ни настоящее рабство, ни настоящую свободу".

" Он говорил...впрочем, убийцам было все равно, что он говорил"


И как они умели - но это не только он, это они все там- говорить без всяких, без дурацкого пафоса, кривляния, просто совершенно и спокойно о самых главных штуках, без всякой морали и не стесняясь :
"Лучшие человеческие качества - твердость души, любовь к свободе, верность друзьям"

Черт а как он о людях да, я просто поражена. Что- то типа:

Он устал от несчастья и хотел жить, а это желание не раз губило самых мужественных людей.

Фуск любил опасности больше, чем блага, добытые благодаря им.

Там про какого- то легата Сирии:

Так ли ему суждено судьбой или им владело невыносимое отвращение к жизни, но он умер.

Черт не верится что столько веков назад. Будто тебе руку протянули оттуда.

Или про Пизона этого: он скорее чувствлвал себя вправе повелевать чем стремиться к этому, он не дожил до 31 года и прожил жизнь скорее достойную, нежели счастливую.

И нет века того Пизона, и кажется не страшно жить и даже сдохнуть, что может о тебе так скажут, или даже не о тебе, неважно, просто о человеке,не страшно быть человеком.

Я точно не помню, как запомнила.

А эти описания боёв просто потрясающи даже для меня !

Конные сарматы с их панцирями из железных пластин и длинными копьями, заваливающиеся на спину,и легко вооруженные стремительные римские легионеры!

Черт, да не только потрясающие сцены сражений, там вся земля,и вообще вся, даже вражеская, враждебная, прекрасна -бесчисленные острова, омываемые морем, само море, отделяющие эти земли от рима, все,ёлки, с такой любовью.

А страшная эта сцена пожара Капитолия, прямо прикидываешь эти крыши, вплотную, загорающиеся друг от друга!

И вот для него же это самое дорогое, по- настоящему, я думаю, он бы повторил речь того полководца, Валента что ли, мол,все что есть в мире надёжного и сильного -все на нашей стороне.

А с другой стороны, этот грабеж и разорение и насилие на людьми ему просто органически отвратительно.

И вдруг , прикинь, среди батальных сцен: мечты о наградах, честолюбивые надежды все казалось спорным, бесспорны только страдания и кровь.

Ну правда здесь и действительно гражданская война, и разоряются не какие,- то германские земли, Сирия или Египет, аиего родная Италия ( для него вот родная вроде да, ну просто он прямо так и пишет) но все равно.


Но черт, даже про враждебные и презираемые племена он пишет как- то по- человечески, мне кажется, им прямо такое владело восхищение и восторг перед миром вообще, что любая идеология отступала.


У одних варваров обычаи дики но торжественны и радостны

Даже дикие для него иудеи любят детей и презирают смерть, и готовы лучше умереть, чем жить вдали от своего храма.

Черт а как там все: пальмы высоки и прекрасны, бальзамовое дерево на вид невзрачно,иесли ветка вздуется,ее нельзя врезать железом, ибо древесные жилы цепенеют от страха., Снег лежит плотным слоем, Ливан даёт начало реке Иордан и питает ее снегами. Неподвижные воды, словно покрыты корой.удерживают на своей глади любой предмет.

На небе бились враждующие рати, багровым пламенем пылали мечи , низвергавшийся из туч огонь кольцом охватывал храм


Тем временем, началась осень, вздувшаяся река озерками разлилась по низкому болотистому острову

И так немеренно.

А это чужие земли, чужие дикие люди, батавы, убит, германцы, чужой мир, а для него все равно свой и прекрасный и для нас тоже!

Про враждующие рати на небе да!
Subscribe

  • (no subject)

    Слушайте, я давно хочу спросить. Наверняка же людьми, частью образа жизни и даже отчасти профессиональных навыков которых является рефлексия, давно…

  • Петь в клетке

    На объявлении приговора украинский либерал и националист Олег Сенцов и украинский анархо-коммунист Александр Кольченко в своей этой клетке в зале…

  • (no subject)

    Что тут еще скажешь по ходу. Удачи нам всем. Финальная битва между добром и нейтралитетом Существуют обстоятельства, в которых нужно…

  • (no subject)

  • (no subject)

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • (no subject)

    Слушайте, я давно хочу спросить. Наверняка же людьми, частью образа жизни и даже отчасти профессиональных навыков которых является рефлексия, давно…

  • Петь в клетке

    На объявлении приговора украинский либерал и националист Олег Сенцов и украинский анархо-коммунист Александр Кольченко в своей этой клетке в зале…

  • (no subject)

    Что тут еще скажешь по ходу. Удачи нам всем. Финальная битва между добром и нейтралитетом Существуют обстоятельства, в которых нужно…

  • (no subject)

  • (no subject)

  • (no subject)