olga_smir

Category:

Помню, несколько лет назад вышла нашумевшая статья покойного Крылова.

 Про то, как (хорошо) было в прежни годы, когда не было свободы. 

Мол была высокая культура высших классов. Где мужчины были отважны,  галантны и благородны, а девушки романтичны, стыдливы и скромны, и падали в обморок от неловкого, не говоря уж грубого, слова. Тем более, что и бока стягивал корсет. Да и даже без оного, настоящие леди не шевелятся. как известно.

А была, конечно, и культура простонародья. Где нравы были попроще. И мужики были не столь галантны в выражении своих чувств. Да и девки были побойчей слегка.

Ну симпатии Крылова были очевидны. хоть он их и не выражал явно. Скорей он интересовался риторически. почему же, при уничтожении сословных различий и предрассудков, на всеобщее вооружение взяли именно культуру простонародья, а не, для разнообразия, культуру того высшего света, допустим, хотя бы отчасти?

Статья вызвала, разумеется. бурю возмущения, а также шквал насмешек, острот, сатиры, юмора и сарказма в адрес самого ее автора, вполне очевидных.Помню, я тоже что-то написала, слегка захлебнувшись праведным гневом на это сословное чванство. А  мне ответили, а что мол. что, собственно, не так-то? Независимо от выводов и предпочтений, безоценочно. Ну да, примерно так, собственно, оно и было.

Я прошу прощения. если переврала ненароком — просто могла забыть. Прошу меня поправить и извинить в случае ошибки.

Просто я и сама. слегка подумав, решила. что, наверное. оно, в общем. примерно так и было.

Немножко, правда. меня гложут смутные сомнения относительно соответствия формы и содержания той культуры, во всяком случае, относительно высших классов. 

Так ли уж галантны, вежливы и предупредительны те рыцарские дворяне были в отношении классов низших. всяческих дворовых девок и прочей прислуги? Да даже и в отношении своих же сестриц по классу, если не на балу и не на приеме, не на глазах у княгини марьи алексевны?

Хотя, с другой стороны. ну, наверное. какие-то правила приличия все же в любом случае публично соблюдались. Все же тот  Пушкин «у» ту красавицу исключительно в личной переписке, а на публике-то исключительно помнил чудное мгновенье, запомнился и ассоциируется исключительно с ним.

В этом смысле становятся если не оправданы. то хотя бы отчасти понятны претензии столь нелюбимых мною поборников «новой культуры». 

Именно не к старому ужасному сословному прошлому, к которому они порой абсолютно парадоксально и апеллируют, а как раз к демократичному, не устраивающему их, настоящему.Поскольку они обычно не выражают своих претензий связно, а лишь бессвязно истерят, я попробую сделать это сама.

Как-то Молот привел замечательное определение: гопник — это тот. кто хочет выйти из тюрьмы. в ней не побывав. 

Есть смутное ощущение, что современный ландшафт заполнен именно такими гопниками и гопницами. Т.е. людьми. которые избавлены от необходимости не просто «отвечать за базар», но и вообще платить своей жизнью и судьбой за свое поведение, да и просто приводить в соответствие одно другому.

В том сословном соответствии сверчков и сучков столь же смутно ощущается какая-то высшая справедливость. В том простом бытовом смысле, что за все надо как-то и чем-то платить. 

Спишь на чистых простынях, живешь за счет чужого труда, обслуживаешься мамками, няньками. служанками — ну так и ходи в корсете и и делай вид. по крайней мере. что не знаешь тех грубых слов. Не вполне понятно. правда. как тебе драть при этом дворовых девок за косы собственноручно или хотя бы давать указания выпороть их на конюшне, ну черт его знает. То ли это все же не дело персон из высшего света, то ли делалось исключительно за стенами родовых поместий и как бы не выходило на обозрение публики, то ли осуществлялось всяческими управляющими, а не самими господами, то ли не так часто и бывало, бог весть.

Ну а народишко попроще и жил, мягко говоря, потяжелей, но и средства, во всяком случае, вербальные, а иногда.как мы знаем, и не только, выражения этой тяжести имел куда более сильные и выразительные.

Новое время все смешало в том доме облонских. Как ни странно, в направлении, близком указанному покойным Крыловым.

Стало можно выйти из тюрьмы, в ней не отсидев. Быть грязным уродом —  не в глубинах изощренной души, а вот прямо на поверхности публичного самовыражения —  и спать на условно чистых простынях. Быть мерзкой отвратительной тварью — не в злодейских замыслах и их воплощении, а вот непосредственно в процессе набирания дерьма в свой собственной рот — и прожевав и поплевавшись вдоволь тем дерьмом, целовать тем же ртом. видимо. собственных деток, но своих-то деток — это ладно, но ведь и, как бы ни в чем не бывало, вещать о каких-то отвлеченных вещах той же публике . Жить в банальной выгребной яме, собственно и превращая в нее любое свое местоположение — и пользоваться всеми достижениями науки и техники в деле достижения личного комфорта.

Вот вся эта помойка хахамов, тандембайков и прочих, не суть, сколько понимаю. подобная живность. обычно избегаемая под известным лозунгом «не тронь г#но. не завоняет», расплодилась в общественном пространстве везде во множестве — что-то ведь в этом есть противоестественное, нет?

Черт, очевидно, есть в этом какое-то противоречие. какое-то явное несоответствие, какое-то нарушение вселенской гармонии, наконец.Что такое. почему. как так вышло.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded