olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Categories:

Думаю. для людей, не заставших в живых тех своих родственников, для которых Вторая мировая война стала частью биографии (а таких сейчас, видимо, большинство), это лишь некое историческое событие, наряду с другими — от татаро-монгольского ига до наполеоновских войн и сталинских репрессий.


Ну а для тех, кто не шибко интересуется историей — как и все эти события, в детали которых он особо не вдается — некий знаковый миф, который может значить то или другое, в зависимости от мировоззрения, да, пожалуй, и каких-то других обстоятельств.


Попытка государственной пропаганды сделать из этого события общенациональный объединяющий миф в принципе не так уж, наверно, плоха, сама по себе. Отталкивают скорей некоторые его черты и нюансы.


А так-то — ну почему бы и нет. Такой всероссийский Пурим, избитое уже сравнение. Недаром в Израиле и 9 мая широко и очень так по-русски зашло, судя. во всяком случае, по ленте.


Впрочем, черт его знает. Думаю, особенность России именно в том, что на этот миф накладывается множество других, в том числе, и вполне реальных нюансов.


Помню, несколько лет назад. когда младший сын учился еще в школе. накануне Дня победы учительница решила подбросить в официоз празднования человечинки личного и попросила каждого рассказать о судьбе своих родственных предков в годы ВОВ. Никто не рвался в бой, так что она начала опрос сама.  Первой спросила отличницу Канцерову с первой же парты, рассчитывая, что уж та-то не подведет.



Мой сын оживился, он Канцерову сильно не любил и презирал — именно за ее примерные, послушно-исполнительские отличнические  качества — и ждал нового примера прогибательства в свою копилку. Канцерова, однако, как всегда исправно деревянно встав, подобно стойкому оловянному солдатику,  без особого рвения скучно ответила своим слегка деревянным голосом: «Мои родственники были сосланы как немцы», закончив таким образом едва начавшийся сеанс личных историй. 


Глупая испуганная учительница не нашлась. что ответить, и даже не сообразила, что заканчивать на этой ноте не стоит, а надо бы еще кого спросить. чтоб скрасить впечатление. Что, разумеется, показательно:  именно не ответ девочки, который мог бы прозвучать всегда и везде,а  реакция учительницы.


Впрочем, этот абзац слегка опровергает первый абзац моего опуса — оказывается, и семейная. так сказать, история может быть посильней государственной, а это вы еще не вызвали к доске тех, чей условный дедушка-предок служил в РОА (а если в Вермахте?))


Хотя, думаю. чем дальше мы от тех событий. тем меньше подобные темы будут играть роль. Как говорится,все стоят, ревмя ревут, и вохровцы, и зэки. И сынок мой по тому ли снежочку провожает вертухаеву дочку. И т.д.


Скорей, думаю, по отношению к Дню победы (8-9мая) играет роль мировоззренческая ориентация. 


Для анархиста это символ мировой бойни, на которой одураченные массы отдавали жизни за свое эксплуататорское (сталинское в этой роли особенно показательно) начальство (ничего общего с пацифизмом это не имеет — тот анархист вовсе не против насилия, а предпочел бы, чтоб оно было на то начальство и обращено); для про-советски ориентированного коммуниста — как раз,наоборот, символ мировой классовой борьбы и победы в ней; для антифашиста — победа над самым страшным злом всех времен и народов — фашизмом; для антитоталитариста — «встретились два людоеда»; для либерала-западника — редкая возможность солидаризироваться и воевать на стороне  демократического мира против античеловеческой теории и практики нацизма; для  патриота — очередная победа русского оружия; для приверженца традиционных представлений о чести, долге и достоинстве  — защита своей родины от иноземного захватчика;  для задумчивого экзистенциалиста — часть мировой трагедии бытия и одинокого героизма безысходного личного выбора; для погромщика и насильника, которому бог рог не дал, не только никогда в жизни не воевавшего, но и ничего тяжелее своего полового члена в руках не державшего — «можемповторить» и «в берлин за немками» — символ того самого гипотетического погрома и насилия, о котором он мастурбировал, а в реале и хочется и колется и мама не велит. 


Ну и т.д. до бесконечности. в реальности, конечно.чаще всего встречаются всевозможные смешанные типы)


Может. ли это стать когда-нибудь основой национального единства ( и нужно ли оно?), особенно, если вынести за скобки этого жлоба с его «можемповториловым»? Или что-то другое?


Черт его знает? А вы как считаете?


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Совращение несовершеннолетних 2 Мне кажется, важная тема, которой путинский режим развращает своих подданных - это явное или неявное, надуманное или…

  • (no subject)

    Моррет открыла для себя. что сексуальность — сложный культурный, социальный, психологический, человеческий, прежде всего, феномен. Независимо от…

  • Взрослость

    А какие, по-вашему, признаки взрослости? Ну вот кондовое «ответственность за свои поступки» меня как-то не убеждает. Потому что ребенок вполне себе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Совращение несовершеннолетних 2 Мне кажется, важная тема, которой путинский режим развращает своих подданных - это явное или неявное, надуманное или…

  • (no subject)

    Моррет открыла для себя. что сексуальность — сложный культурный, социальный, психологический, человеческий, прежде всего, феномен. Независимо от…

  • Взрослость

    А какие, по-вашему, признаки взрослости? Ну вот кондовое «ответственность за свои поступки» меня как-то не убеждает. Потому что ребенок вполне себе…