olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Разные подходы

Наше общество устроено несовершенно - жестоко, несправедливо, неразумно и даже скорей иррационально, несвободно, унизительно, пошло,уродливо, в общем-то,  саморазрушительно и т.п. Думаю, это очевидного для любого более менее вменяемого взрослого человека.
Среди тех, кто не считает этот факт неизбывным следствием божьего промысла, человеческой натуры, природных или погодных факторов или особенностей ландшафта или ещё каких-нибудь непоколебимых оснований мироздания,с которым простым смертным тягаться не с руки, существует до кучи проектов его изменения, совершенно противоположных по целям, средствам и общим даже подходам.
Мне хотелось бы остановиться на одном, совсем не магистральном, интересном лично для меня "секторе", если можно так сказать, противоположностей - не коренных, а "разветвляющихся" довольно далеко от общего корня.
Мне довольно трудно дать обобщающее определение, поэтому попытаюсь объяснить свою мысль примерами.
Все мы знаем, что трудящиеся вообще, а рабочие, в частности, подвергаются эксплуатации. Эксплуатация рабочих усугубляется максимальным отчуждением от процесса труда, зачастую нетворческого, приводящего к крайнему моральному и физическому "износу" личности. Проще говоря, так навскидку, у рабочих отбирают их жизнь наиболее жестоким и наглядным образом.
Одни считают, что так или иначе, рабочие должны быть от этого положения избавлены. Собственно в этом и заключается суть революционных изменений.
Другие видят выход в том, что все остальные (то ли другие трудящиеся, то ли только продолжающая свою подлую эксплуататорскую функцию знаменитая средняя и мелкая буржуазия) должны за это рабочим платить (и каяться)! В смысле не материально, а в общем смысле. Как говорится "е...у и плачу". Т.е. подчиняться политически, господствуя хотя бы частично экономически. Практическая нереализуемость или, во всяком случае, крайняя неустойчивость и нестабильность этой схемы очевидна. Её практическое осуществление очевидно также - мелкая и средняя буржуазия тут не причём, а различные отряды трудящихся натравливаются друг на друга, скажем так, третьими, управляющими, так сказать, процессом силами. Ещё проще и конкретнее - живущие в тяжёлых материальных и бытовых условиях рабочие, не имеющие по-прежнему ни контроля над производством и распределением, ни распоряжежения процессом труда, ни политической, ни экономической власти, восполняют все эти "не" моральным сознанием "гегемонии" и "избранности". Это реликтовое сейчас сознание нашло выражение в выступлениях "начальственных рабочих" Уралвагонзавода в поддержку Путина или представителей Тольяттинских трудящихся (без кавычек, действительно трудящихся), предлагающих прислать Пусси Райот к ним на перевоспитание - факт того, что жить и работать так, как они это делают всю жизнь, всеми, в том числе, и ими самими, рассматривается как наказание, не кажется им ни разу удивительным или проблемным.
Другой пример - национальное угнетение. Очевидно, что современный мир устроен из центра и периферии - зачастую, национальной. Где на данный момент развитие - экономическое, культурное, бытовое, образовательное и прочее - куда более затруднительно, чем в центре или центрах.
Один метод борьбы с этим несправедливым и просто нерациональным положением  - изменять это положение периферии, в том числе, опять же, и национальной, развивая там промышленность, науку, строя предприятия и университеты, в конце концов, как-то стимулируя людей ехать туда и создавая все бытовые и материальные условия, чтоб чел мог выехать учиться и развиваться туда, где это на данный момент возможно наилучшим образом.
Другой путь - простые национальные или там региональные квоты - и не надо тратиться на то, чтоб учить эти "национальные кадры" на высоком уровне, чтоб обеспечивать им проезд и условия - "равенство" покупается просто за счёт "кадров" другой национальности или региона, что очевидно, куда дешевле.
А уж канонизировать культ местного "Макаронного монстра" на региональном уровне, сделать его день рождения выходным, а заветы - местным шариатом - вообще самый экономный способ ублажить "национальное самосознание" и избавиться от вполне реальных неудобных вопросов о не менее реальном национальном неравенстве.
Третий пример - положение женщин и вообще "гендерный вопрос". Неоспоримые факты - неоплачиваемый домашний труд у семейных женщин, более низкая оплата труда на производстве, в целом более низкий статистически доход, вплоть до нищенского, проблемность устройства на работу, да и соответственно, выживания, с маленьким ребёнком, в одиночку - положение, в котором чаще остаются именно женщины  и т.п. - при ближайшем рассмотрении они не так просты и очевидны, как кажется на первый взгляд, но тем не менее, от них никуда не деться. Бороться с этим положением можно, опять же, по-разному.
Можно, и собственно для коммуниста, во всяком случае, марксиста, просто не является проблемным вопросом, а является простым и очевидным следствием из отмены частной собственности и права наследования, бороться за ликвидацию института брака - собственно, как очевидно отношения собственности, о чём вполне недвусмысленно писал Энгельс. За общественное питание, воспитание, быт. За изменения стереотипов воспитания, калечащих девочек и мальчиков. Если же говорить о скудной действительности, а не о далёких прожектах типа КМПКВ, то очевидная тема вовлечения женщин в производственный процесс и общественную жизнь, равная оплата за равный труд, детсады, поликлиники, деткретные, социальные выплаты и льготы и т.д.
Другой путь - крепкая семья, стремление к которой, как учит нас пожилая старая дева-учительнца литературы, заложено в т.н. "женской природе" (а также в исконной нравственности и религиозности русского народа и пр.). Кстати, на самом деле, на мой взгляд, "семья" - что совершенно не равно"браку" - это скорей такое положительное явление, как в общем любое добровольное сотрудничающее объединение людей, связанных какими-то человеческими отношениями. Правда, несколько смущает "крепость" - если речь не о спиртном идёт, разумеется. Впрочем, как и в спиртном, крепость быстро отбивает вопросы и претензии к качеству. Проще говоря, тётенька, впахивающая как лошадь на работе и дома, отчитывающая мужа и орущая на ребёнка, ходящих на цыпочках по этим классическим вечно "только что помытым" почему-то полам, и поэтому чувствующая себя хозяйкой хотя бы где-то, не полезет в общественную жизнь - она и так "нашла себя", тем более и общество её в этом с детства убеждает. А уж затюканные вечными попрёками,  традиционно обслуживаемые, самоидентично хамовато-туповатые и культивированно беспомощные, зависимые в быту "члены семьи", находящиеся на положении малых детей независимо от возраста, и при этом одновремено придавленные и возвышенные в собственных глазах "ответсвенностью перед семьёй" никогда не полезут на рожон - ведь им надо "семью кормить", да ещё и "полы перестилать жена надумала и лоджию делать". Так сказать, мечта сестры Рэтчед.
Меня совершенно потрясло наблюдение одной феминистки, поданное как образец для подражания и эталон для нашего дикого края. Если интересно, я поищу ссылки, просто сейчас навскидку не скажу, но примерно прикидываю, где искать. Автор разговорилась с усталым замудоханным мужиком, ехавшим вечером (или даже только на выходные) домой, к семье, жене с двумя ребятишками. Жену он боготворит - не в смысле за какие-то морально-политические качества - а за сам факт того, что вот она возится с детьми и на хозяйстве  - вот он оставался как-то с ними - вообще ад! (не вполне понятно, если уж это и ему и ей так внапряг, то из каких соображений они этих детей заводили, но этот вопрос задавать нельзя - это будет оскорблением женщин и ихней природы). Деньги все им отдаёт до копеечки ("а мне-то зачем?") Ну жене как может помогает по хозяйству после работы - это понятно. Дальше - близко к тексту - "иногда так тяжело на работе,  думаешь - бросить всё к чёрту, но как же я могу - я же ответственен перед семьёй, женой..." Наверное, не всякий левак для иллюстрации репрессивной роли семьи додумается до такого феминистского (и удивительно, для некоторых и левого) идеала да.
Наверное, обобщить можно так. Первый путь - ликвидация неравенства или хотя бы движение в этом направлении.
Второй - его канализация за счёт предоставления угнетённой так или иначе группе привелегий по отношению к другим, отнюдь не господствующим, кстати, группам, или попросту игра на компенсаторских механизмах, позволяющих сносить унизительность своего положения за счёт унижения других или друг друга.
Мне почему-то вспомнилась такая аналогия. С детства меня поражала одна девочка в нашем классе. Родители пороли её за двойки, причём, больше всего пугала меня та покорная обречённость, с которой она воспринимала и даже рассказывала об этом прежде всего - для меня вот - унижении. При этом она была довольно избалованная девчонка. Ей покупали дорогие наряды - что-то и у фарцовщиков, говорят, доставали, что-то с рук, по блату, игрушки, которых ни у кого из нас не было. Как-то мы встретились в магазине - она шла с мамой и разговаривала с ней таким противным капризным кукольным голоском, чего-то канючила, чуть не ножкой топала, а та очевидно воспринимала это как должное. Та самая мама, которая за двойки и замечания лупила её до синяков - девчонка сама показывала с дикой мне даже гордостью что ли. Так они и жили - семейные ценности, чё. Тогда мне это казалось каким-то невообразимым несоответствием. А сейчас я отчасти начинаю понимать хотя бы психологически эту взаимосвязь.
Subscribe

  • Немного жажды жизни)

    : я за себя отвечу, не за Хахама. Аноним 4 августа 2021, 00:32:15 UTC СВЕРНУТЬ О Господи, Молли, какая же Вы дура :-( Бывает; но зачем это постоянно…

  • (no subject)

    Заранее прошу прощения у религиозных людей - за, возможно, опошление и огрубление важных для них штук. Тема, близкая в чем-то к теме последнего…

  • Немного советской русскоязычной интеллигенции

    Продолжение социологического исследования про леди и даже, в некотором роде, я бы сказала, ледей: tandem_bike: на какой помойке ее зачинали, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Немного жажды жизни)

    : я за себя отвечу, не за Хахама. Аноним 4 августа 2021, 00:32:15 UTC СВЕРНУТЬ О Господи, Молли, какая же Вы дура :-( Бывает; но зачем это постоянно…

  • (no subject)

    Заранее прошу прощения у религиозных людей - за, возможно, опошление и огрубление важных для них штук. Тема, близкая в чем-то к теме последнего…

  • Немного советской русскоязычной интеллигенции

    Продолжение социологического исследования про леди и даже, в некотором роде, я бы сказала, ледей: tandem_bike: на какой помойке ее зачинали, в…