olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

8 марта

Как-то мы спорили с одним замечательным молодым парнем анархистом. Он был потрясен прочитанным романом Оруэлла «1984» и считал, что описанный там мир просто не может существовать в реальности. И вправду, кто добровольно согласится жить в таком аду? Даже если у людей нет сил на сопротивление, они просто могли бы совершить коллективное самоубийство. Действительно, зачем так мучиться, да еще поддерживая своим существованием этот кошмар?

 

Такой же или подобные вопросы я и сама задавала по малолетству  взрослым людям, да и сейчас, сама став взрослой, иногда задаю окружающим и себе самой. На мой взгляд, ответ достаточно прост и незатейлив. Не вполне уверена насчет других эксплуататорских обществ, типа феодального или там рабовладельческого, и мне было бы интересно услышать мнение специалистов на этот счет, но капиталистическое общество, в котором мы все живем, а ведь именно оно, как мы можем сейчас убедиться на собственном опыте, на самом деле довольно точно, хоть, вероятно, и утрированно описано у Оруэлла, а еще, пожалуй, точнее в известной кинематографической антиутопии «Бразилия», даже в состоянии кризиса, достаточно эффективно сочетает в своей идеологической надстройке, обеспеченной всем экономическим базисом, всем строем производства, методы кнута и пряника. Причем эти методы в данном случае не разделены, не противопоставлены друг другу, а как бы слиты воедино. Собственно, и сам Оруэлл не избежал этого «кнута», соблазнившись все-таки отчасти «пряником» буржуазной «свободы и демократии» в противовес «коммунистическому тоталитаризму». Пряников же припасено достаточно, на любой вкус, причем как раз те, перед чьим носом их и держат, чтоб не сбивались с прямой дороги на бойню, эти пряники по ходу и изготовляют на непрерывном изматывающим конвейере, не оставляющем  возможности остановиться и задуматься, и оправдываемом как раз вот этой мечтой-иллюзией – получить долгожданный пряник в конце пути, а может, и по ходу.

Самое же страшное, на мой взгляд, и отвратительное в этой системе то, что пряники то в каком-то смысле не иллюзорные, а самые настоящие, как может быть настоящим то, что добыто и оплачено настоящей человеческой кровью и потом, живой человеческой надеждой и болью, да и самой человеческой жизнью, в конце концов.

Человек пашет на капиталиста не потому, что хочет умножить его прибыль и непрерывный рост его капиталов, а потому что да – вполне по-человечески хочет обеспечить своих родных и близких, дорогих ему людей, своих детей, взятых системой в заложники, и его чувства, его любовь, забота и ответственность вполне реальны, достойны и человечны и страшны именно тем, что именно эксплуатация  этих настоящих и стоющих вещей и заставляет вписываться человека в гнусную античеловеческую по своей сути систему наемного рабства. И даже такие гнусные идеологические подпорки этой системы как пошлая оболванивающая реклама, гигантская дебилизирующая индустрия «игр и развлечений» и прочее – эксплуатируют именно реальные человеческие черты и стремления – к свободе, счастью, жизненной активности, красоте, силе – именно выхолащивая реальные содержание этих вещей, система ловко подсовывает оскопленным ею людям дешевые ядовитые заменители-пряники, не забывая подстегивать их  вполне реальным кнутом.

Я не буду сейчас останавливаться на многочисленных разновидностях таких «пряников». Сегодня, в день 8 марта, ставший в быту из замечательного гордого праздника солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои человеческие права, пошлейшим «женским днем»,  днем, когда современные трудящиеся женщины зачастую с безнадежной покорностью принимающие свое угнетенное положение (как и мужчины, естественно) с жалким кокетством утешаются слюнявыми поздравлениями  и дешевыми комплиментами, безвкусными «драгоценными» побрякушками, сорванными и быстро вянущими цветами, липкими сальностями и шоколадностями, давайте попытаемся понять, что же стоит за этим пошловатым «сегодня я хочу почувствовать себя женщиной». На мой взгляд, это исковерканное и не вполне осознанное желание – как женщин, так, разумеется, и мужчин, - хоть как-то почувствовать свою значимость, попытка хоть как-то утвердить и  идентифицировать свою ускользающую, распадающуюся, уничтожаемую всем строем капиталистической эксплуатации личность – хоть в выборе и покупке какой-нибудь хрени той или иной марки, фирмы или бренда или хотя бы вот в такой широко рекламируемой «половой» идентификации.  Короче говоря, столь рекламируемые интеллигентской частью прорабов перестройки «общечеловеческие ценности» - желание быть «просто человеком».

Однако, как оказалось, быть им совсем не просто. Различные виды животных в различной степени борются за выживание и территорию, добывают пищу, защищают свое потомство, заботятся о нем и обучают его, способны испытывать различные эмоции и даже привязанности, в том числе к своей семье, детенышам, к своим половым партнерам, даже к стаду. Обычные муравьи или пчелы под влиянием инстинкта согласованно и прилежно «трудятся», возводя сложные строения и сосуществуя и выполняя свои функции в достаточно непросто организованной иерархической «общественной» системе. Что касается человека, то соглашаясь на роль исключительно «самца» или «самки», он вовсе не становится гордым и свободным хищником, как мечталось некоторым поборникам свободы от общества, а лишь соглашается на роль рабочего скота. Причем это касается даже тех, кто мнит себя «хищниками» - как выразился один исследователь любой даже мелкий феодал презирал бы современных хозяев жизни – капиталистов, поглядев на то, какую суетливую, мелкую, убогую, а главное ЗАВИСИМУЮ от самого главного хозяина КАПИТАЛА жизнь они ведут.

Но лишь человек, насколько я понимаю, способен осознавать и анализировать окружающий мир и свое место в нем, а самое главное, осознанно и организованно за изменение этого мира и менять его на самом деле.

Так, как это делали работницы швейных и обувных фабрик, работавшие по 16 часов в сутки в жутких условиях, вышедшие на манифестацию в Нью-Йорке 8 марта 1857 года. Как делали это женщины и мужчины социалисты по всему миру. Как делали это женщины в России, вышедшие в феврале 1917 года на улицы с лозунгами «Хлеба и мира».

Потому что стать человеком – мужчиной или женщиной – можно только осознав себя частью трудящегося угнетенного класса, солидарно борющегося за мир без всякого угнетения, за мир общественной собственности на средства производства, мир свободы, равенства и справедливости, за бесклассовое общество, где свободное развитие каждой личности станет условием свободного развития всех.

 

Subscribe

  • (no subject)

    Только совсем уж непритязательные люди не верят в Бога, - пишет Быков, и хотя это его суждение, как,впрочем,и многие другие, исключительно…

  • (no subject)

    Мне кажется, да, очевидно, что сейчас по всему миру в мейнстриме, в том числе, и прогрессивном , быть умеренным и аккуратным, муж-мальчик, муж-слуга…

  • (no subject)

    https://www.facebook.com/photo/?fbid=4545363635516406&set=a.647685205284288 Андрею Пивоварову предъявили обвинение в окончательной редакции. В нем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments