olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Categories:

Один из самых лучших моих подарков на 8 марта — это что я Лисистрату ту прочла, вот. Она прямо замечательная.  И очень смешная, и веселая, и человечная такая, и прямо вот такая грубовато-обаятельная, и легко изящная. Какая вообще и должна быть жизнь.


Кроме самой чудесной идеи сексуальной забастовки, там много чего просто так чудесного. Отношения Кинесия и Миррины одни чего стоят. А как нестойкие тетеньки не выдержали и потекли обратно к своим мужикам из своей осажденной крепости, какая-то даже прям сейчас родящей сказалась. Хорошо, что мужики еще более нестойкими оказались. А как тетки вдруг пожалели стариков,которые их собирались отлупить, как это прям мелкой деталью показано. И вообще прямо, вообще.


А еще я прочитала, может, не так известную комедию «Женщины в народном собрании». Она тоже очень хороша, хоть и не так известна, да и не так все-таки хороша, наверно, как Лисистрата, нет там все ж таких красот. Но идейно мне прям офигенно близко, так что особенно зашла.


Там тети устроили заговор. Переоделись мужиками, стибрив мужнины одежки, нацепили бороды и пробрались в народное собрание. Все приняли их за юных «бледнолицых сапожников». Там они провернули идею отдать всю власть женщинам. И установили настоящий коммунизм! Правда, вот я так себе его и прикидывала всегда, как мещане мольера, не зная, что говорю прозой (подозревая, что и многие другие невольные эпигоны).



Правда, сразу скажу, это не касалось рабов (и сексуальные права тоже, пусть рабыни все-таки со своими рабами спят, уточняют новые законодатели. Да и весь этот праздник жизни собственно планируется за счет их, рабского, труда. Но с другой стороны, как-то эти чуваки не похожи на тех, кто уж больно злостно тех рабов угнетает, уж больно они как-то для этого легкомысленны. Да и само то, что встал этот вопрос, уже о многом говорит. Но все равно, рабство есть рабство, конечно).


Короче вот. Честно, лучшей коммунистической пропаганды я никогда не читала. да и просто так хорошо, само по себе:


Никого ни к чему не принудит нужда. Ведь у всех будет все в изобилье:Хлеб, закуски, венки, виноград, и плащи, и гороховый суп, и лепешки.Что за польза ему состоянье скрывать? Пораскинь-ка мозгами! Подумай!


Блепир


Разве ж нынче не тот, кто богаче других, вороватее всех и преступней?


Хремет


Так бывало, дружочек мой, прежде, пока по старинным мы жили законам.А сейчас, когда жизнь будет общей для всех, что за прибыль в обманах и кривде?


Блепир


Если встретишь девчонку веселую вдруг, позабавиться с нею захочешь, –То при денежках можно девчонку добыть. Ну а так? Баловаться в постелиДело общее тоже?


Праксагора


Конечно, ведь впредь обнимать будут женщин бесплатно.Знай, и женщин мы сделаем общим добром, чтоб свободно с мужчинами спалиИ детей, по желанью, рожали для них.


Праксагора


Феб свидетель, народу на пользу пойдет наш закон. Посмеемся над теми,Кто, надувшись, франтит, у кого на руках перстеньки золотые с печатью.Подойдет в башмаках деревенских бедняк и на франта прикрикнет: «В сторонку!Отойди, погоди! Я управлюсь сперва, а тебе корешочки оставлю».


Блепир


Если этак вот будем мы жить сообща, как сумеет детей своих каждыйРазличать, расскажи!


Праксагора


А зачем различать? Будут дети своими отцами Всех считать, кто по возрасту годен в отцы, кто постарше годочков на двадцать.


Нет, таких огорчений не будет у нас, –
Изобилье и счастье готовим мы всем,
Чтоб в веселом хмелю, нацепивши венок,
Возвращался бы с факелом каждый в руке.
Чтобы в уличках узких, толпясь и теснясь,
Догоняли бы женщины пьяных гуляк
И кричали: «Дружок, заворачивай к нам,
Расчудесная девочка ждет тебя здесь!»


А вот народный пир, завершающий:


Женщина-глашатай


О дети горожанок! Так вас звать теперь!Спешите все, бегите к полководице,Пускай она решает жеребьевкою,Как за столами разместятся граждане.Широкие столы уже расставлены,Добром и снедью всякою уставлены,Коврами, мехом скамьи все украшены.Вино мешают. Девушки с помадоюСтоят кругом. На углях мясо жарится,Зайчатину готовят, пироги пекут,Плетут венки, орех каленый щелкают.Красавицы в горшочках кашу стряпают,И знаменитый Смой, в наряде всадника,Тарелки моет поварихам-женщинам.Пришел Геронт  в сафьяне, в дорогом плаще,Со щеголем болтает, шутит шуточки.Где рваный плащ, где башмаки дырявые?К столу спешите! Вносят угощение!Вы раскрывать лишь поспевайте челюсти.


Вы, пустые животы,Дружно ноги поднимайте!Скоро ждет нас Устрично-камбально-крабья –Кисло-сладко-остро-пряно –Масло-яблоко-медово –Сельдерейно-огуречно –Голубино-глухарино-куропачья –Зайце-поросятино-телячья Запеканка.Слышал, так хватай живее Блюдо, чашку и тарелку!И при этом не забудь Захватить с собой закуску.


Блепир


Все раскрыли жадно пасть.


Хор


Выше ноги! Иэ-иэ!Попируем вволю! Эво!Победа наша, эво!Эва, эва, эва, эва!


Правда, автор не скрывает и некоторых накладок. Общность жен очевидно неприятностей не приносит, а вот общность мужей... некоторые мужья слегка озадачены и даже чуток страдают. Автор и не скрывает — да,е сть некоторая проблема, но наверно со временем и ей найдется какое-то решение.


Есть и в экономической теории неувязки. Так появляется некий хитрый подловатый Несдатчик, он свое барахлишко -то припрятал, мало ли , как оно обернется, а на общий пир вполне себе спешит. Поскольку никакого гулага, гпу-чк и вохра не предусмотрено, прижать и разоблачить его некому.


Но это непредусмотритльная беззаботность им скорей в плюс)


Вообще же, во всем этом гендерно-социальном конфликте есть одна примечательная деталь.


Да, все это, конечно, в большой степени шутка. Но все же даже и в шутке отражается мир, в каком-то степени все-таки давший начало нашему миру, да? И этот мир далеко не идеален, и довольно жесток и суров. Но в нем есть и смех,и  красота, и любовь, и привязанность, и свободность, и мечтательность, и  задумчивость над тем, как он сделан, и человеческие чувства всякие другие. И в большой степени женщины и мужчины создают его вместе, хоть иногда и по-разному, взаимодействую и конфликтуя, пробуя и так и сяк. И в принципе есть тема, что он небезнадежен, этот мир, в том числе и поэтому.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments