olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Что интересно трудящимся?

Меня на написание этой заметки натолкнул очень интересный пост т. Хаотика про интересы трудящихся http://chaotickgood.livejournal.com/87377.html


В завязке любимого моими детьми мультсериала Футурама одни из главных героев  - Фрай - попадает в счастливое капиталистическое будущее. Там его быстренько тестируют и определяют его место в обществе в качестве почтальона. Что и должно быть зафиксировано соответствующей чипизацией. Однако, свободолюбивый Фрай сбегает, скрывается от полиции и после некоторых мытарств случайно оказывается на космическом корабле, развозящем почту по просторам Вселенной. Его прячут от полиции и принимают в команду почтальонов. Где, собственно, он и проводит всю свою оставшуюся мультсериальную жизнь, в общем, вполне довольный ею.
Эта непритязательная, но довольно изящная метафора не так проста, как кажется. С одной стороны да, вот она капиталистическая свобода - я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл... С другой стороны, поведение чувака не так абсурдно, как можно посчитать на первый взгляд. Психологический комфорт - это не какая-то эфемерная материя, а вполне материальная реальность, сильнейшим образом мотивирующая поведение самых разных категорий людей - от бомжа до банкира, от товарищей Тома Сойера, покупающих право красить за него забор за самые дорогие свои сокровища - от дохлой крысы до блестящего шарика, до  толстосумов, тратящих свои бабки, не только покупая одни ненужные вещи взамен других ненужных, но и с завидным упорством пытающихся купить себе признание и любовь общественности - и, очевидно, не только для рекламы своего бизнеса. И в общем, психологически вполне себе понятно, что работать всю жизнь почтальоном, даже случайным образом выбрав такое амплуа, но всё же сбежав от чиновников, безальтернативно определяющих твою профессиональную жизнь,  да ещё, в общем, в приятной компании, помогшей тебе в трудную минуту, куда менее западло, чем делать всё тоже самое, но с вделанным в руку чипом, как клеймённому барану, даже если ты таковым и являешься отчасти в любом случае.
Причём, это не какой-то отвлечённый вопрос, а один из самых актуальных, как ни странно. В самой что ни на есть реальной материальной реальности действия огромных масс людей кажутся зачастую совершенно абсурдными и не поддающимися объяснению и соответственно, хоть какому-то влиянию на них, если не учитывать этого обстоятельства. То, что люди и сами не рефлексируют по поводу мотивов своих действий, ещё более усугубляет проблему.
Я спрашиваю женщину, вяжущую всё своё свободное время вещи своей дочке, зачем она это делает. Ведь сейчас сравнительно дёшево можно купить любое барахло (во всяком случае, сравнимое по качеству с тем, что она вяжет, не являясь особым профессионалом). Если бы за то время, которое она вяжет, она бы, скажем, подрядилась мыть полы, то за заработанные деньги она бы смогла купить аналогичную кофточку, да ещё бы и осталось (учитывая стоимость ниток). Она злится и краснеет. Между тем, она могла бы ответить, что ей просто нравится вязать, это доставляет ей удовольствие, тем более, вязать вещи для родного человека, а мыть полы в казённом доме - никакого удовольствия не доставляет, кроме неудовольствия. которое не окупается даже материальной выгодой.  Приятно ей и сознание того, что незатейливая вещь сделана её руками и вообще, как она сама это задумала, и похвалы окружающих её мастерству и т.д. - всё это, совершенно очевидно, вполне реальные мотивы, материализующиеся в её поведении. Абсолютно аналогично поступают тётеньки, тратящие время и силы на обустройство дома и приготовление экзотических блюд - удовлетворение от осознания себя хорошей хозяйкой и удовольствие от похвалы собственноручным пирогам перекрывают издержки усталости и замотанности.  Собственно, знаю по себе, мне прекрасно известно, что гости приходят вовсе не чтоб поесть, и, в общем, им эти салаты особо без надобности, но прикольность фразы "как у тебя здорово вкусно вообще" перевешивает затраты времени на приготовление. Но я хоть осознаю это, что тоже немаловажно.
Впрочем, не только я. Многие мои коллеги вовсе не такие зашуганные идиотки, и вполне себе понимают, что их наёбывают, скажем на работе, в хвост и в гриву.Столь же трезво они отвечают, что затраты нервов и здоровья на борьбу за права не оправдывается даже гипотетической прибавкой жалованья. Тем более, что зачастую только попустительство того же начальства делает вообще возможной их работу и более-менее спокойное профессиональное существование.
Помню, как-то меня возмутило, как воспитательница эксплуатирует нянечку, заставляя её выполнять то, что совершенно не входит в круг её обязанностей. Я тут же стала объяснять это нянечке, на что она мне спокойно ответила: да, я это прекрасно знаю, но мне так спокойнее - сделать и с ней не ругаться. Ты, - добавила она рассудительно, - не стала бы делать. потому что тебе западло . Не потому, что тебе тяжело сделать, а потому что ты про себя бы думала, вот мол, я трус, слабачка и терпила. И тебе бы это было тяжелее чувствовать, чем  поругаться, хотя ругаться тебе тоже не так легко, как ты пытаешься всем показать. А мне нет, мне поругаться тяжелее и неприятнее, хотя я, конечно, тоже это умею, но у меня будет испорчено настроение и вообще день, и по мне - это не стоит того, тем более, что мне не надо этого для самоуважения, как тебе.
Вот такая мудрая тётка)
Собственно, это всё относится ещё в большей степени к мотивации политических действий. Что заставляет нас делать то, что непосредственно не связано с какими-то материальными интересами? Достаточно ли для этого только каких-то общих убеждений? Сознания сопричастности чему-то выходящему за пределы твоей собственной жизни? Отношение товарищей и близких и уважаемых людей? Чувство общности и солидарной ответственности? Неприятие происходящего вокруг? Драйв и эйфория от осознания того, что от тебя что-то зависит в окружающем мире? Чёрт его знает...
Помню, как один из уважаемых мной политических активистов задавал горький риторический вопрос, почему массы, привычно обвиняемые нами в трусости, забитости и пассивности, не бояться нажраться и пиздить друг друга смертным боем, хотя это зачастую имеет куда более опасные последствия для действующих лиц, чем участие в митинге. Между тем, ответ, на мой взгляд, очевиден. От первого они получают удовольствие, окупающее плачевные последствия или их риск. А от второго - нет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments