olga_smir

Categories:

Интересно мнение спецов

Ну или просто кто в этом рубит

Михаил Шрайбман

Моя  статья  на Рабкоре. Нация, национальный патриотизм, даже наше Я — всего  лишь новоделы, как и Евросоюз, как и современный глобальный рынок,  только созданные чуть раньше. Вы можете любить их или ненавидеть, но  здравый смысл заставляет смотреть на них со стороны. В них нет ничего  святого, ничего вечного и ничего естественного. Ведь их тоже создали,  сконструировали люди, причем, сравнительно недавно, следовательно, люди  могут их и разобрать.  Но тогда, что в нас настоящее, незыблемое? Мы  теперь обречены на поиск более глубоких психологических и социальных  истин, чем нация, глобальная экономика и даже чем гипотеза Я. Но может  быть, этот поиск станет шагом к подлинному освобождению.

rabkor.ruЧто в нас настоящее? Конструирование идентичностей. | Рабкор.ру9Irina Glozman и ещё 8Комментарии: 6Поделились: 2НравитсяКомментироватьПоделиться

Комментарии

Ольга Смирнова Значит  ли то, что человек, скажем, в Средневековье, осознавал себя частью  какой- то общности, то, что он не осознавал отдельности собственного Я?  Вроде логически одно из другого не следует. Сколько знаю, скажем ,  отвечать перед Богом он полюбому собирался исключительно  в  индивидуальном порядке.

Михаил Шрайбман Нет,  он осознавал, что он - это не тот же самый человек, что сосед Джим. Но  он не считал, что он образует некую независимую от других личность, Я,  которое во главу угла ставит свои личные интересы и права. Я не  находилось в центре системы координат средневекового человека. Это  появилось только в эпоху Ренессанса и было усилено Просвещением.

Ольга Смирнова Михаил Шрайбман  мне кажется это разные вопросы. То что человек образует некую  независимую ( в разных областях в разной степени) от других личность -  одно. То , что он во главу угла ставит личные интересы и права - другое.  И тоже - не думаю, что тут есть общий  подход, одни интересы и права именно ставит, а другие нет, а третьи и  поставил бы, да никто не даст.Думаю, крестьяни  вполне осознавал личный  интерес получить урожай и в некоторых отношениях ставил его во главу  угла. Личное право на свою жену он тоже вполне осознавал и не собирался  вовсе её отдавать соседу Джиму. Нет, ну право первой ночи и все такое,  но вроде не так уж оно было шибко распространено и не везде.

Михаил Шрайбман "  мне кажется это разные вопросы. То что человек образует некую  независимую ( в разных областях в разной степени) от других личность -  одно. То , что он во главу угла ставит личные интересы и права - другое.  "---------- -Ну  так я и написал что это - разные  вопросы. Я не понял смысл твоего замечания. Оно просто дублирует мои.  Разумеется, член средневекового цеха, сельской общины или сословной  корпорации сознавал свои личные интересы и цели. Так же у него были  определенные права, которыми он дорожил. Однако, он не считал, что он  есть прежде всего некая суверенная личность, права и интересы которой  стоят выше прав и интересов общности, к которой он принадлежал. Он  воспринимал себя как часть общности, внутри которой у него есть свои  интересы.  "И тоже - не думаю, что тут есть общий подход, одни интересы и  права именно ставит, а другие нет,"---------------Я не понял о чем это.  Смысл в том, что с эпохой Ренессангса появляется и постепенно  становится господствующим представление о личном Я, которое является  своего рода центром системы координат, обладающим само по себе (а не в  рамках некоего сообщества) неотчуждаемыми правами. Гржданин афинского  полиса или городской муниципальной общины средневековья обладал  определенными правами в рамках своей общины. А вот представления о том,  что он как личность стоит в центре мироздания и имеет некие неотъемлемые  человеческие права, у него не было. Такова, во всяком случае,  нормативная точка зрения совр. историической науки.

Ольга Смирнова Михаил Шрайбман Не знаю, я читала, что понятие естественного права существовало в античной философии ещё со времён софистов.

Михаил Шрайбман В  античной философии действительно у софистов появилось представление о  том, что человек  - это мера всех вещей, похожее на идеи Ренессанса.  Можно даже сказать, что в условиях Ренессанса именно этоа идея получила  максимальное развитие. Но для самой древнегреческой цивилизации она не  была характерна, это было лишь мнение какой-то- скорее всего не очень  большой - части интеллектуалов. Далее у грека беспорно было  представление о правах гражданина полиса. А вот представления о неких  неотчуждаемых правах человека вообще - у него не было. Грек в общем-то  не мыслил себя вне полиса, который был его домом, гражданской общиной,  обустраивавшей жизнь,  более-менее самодостаточной экономической  системой (по крайнйе мере стремившекйся к автаркии), армией и  религиозным учреждением. Личность вне полиса не мыслилась. Хотя опять  же, для некоторых философов и мистиков это могло быть иначе.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded