Причем, как регрессивного,московитско-патриархальног
По мне так садист и палач Петр Первый не шибко лучше садиста и палача Ивана Грозного. Кстати, и показушное хладнокровие первого чисто умозрительное - непредсказуемыми и опасными психопатами и самодурами были оба.
Окончательное закабаление и попросту порабощение крестьн, которого не видывала та Европа, превращение страны вовсе не в европейское гос- во с его городской независимостью и вольностью, а в какое- то подобие изощренно-безжалостной китайской чиновничье- уставной циркулярно - пыточной империи - что уж тут такого прогрессивного, черт его знает.
Впрочем,черт знает, может эта ориентация на внешний мир и внешние приличия, на это " что люди скажут" - может, это действительно дает какую- то перспективу в смысле смягчения нравов?
Хотя ведь можно предположить и обратное - в этой чиновничьей деспотии не так уж трудно просто замести грязь и кровь под ковер, полить духами, настелить паркетов прямо поверх человеческих тел для иностранных гостей, заглушить модной музыкой хруст костей. При демонстративном презрении к местным холопам ничего невозможного в этом нет.
Неужели в этом и есть вся доступная нам " европа"?!
Вот черт, не верю я совершенно в этого единственного европейца. По мне так что припадать к валенку, что к сапогу, что даже к начищенному ботинку. Не так уж принципиально.
Для меня "европа" это не сюртук и не циркуляр и уж тем более не стрижка бород. В моем представлении та небесная так сказать европа - это когда тебя не могут заломать на улице и чего-нибудь тебе отрезать - хоть бороду, хоть помпон на шапочке, хоть длинные волосы, хоть узкие джинсы, хоть серьгу в ухе, хоть крестик на шее, хоть бы хиджаб, хоть бы еще что.
Наследники эти петровских борцов за прогресс - те самые комсомольские борцы со стилягами, и любера, и юноши, обливаюшие мочой картины, которые им не по нраву, и девушки, обливающие краской парней, сидящих в метро в неправильных позах и т.д. - самодеятельные штурмовики и хунвейбины или хладнокровные государевы люди в этой роли всех времен и народов. Ну ведь не это же - "европа", правда?!
Т.е. дело даже не в том, что этот поезд в огне, грязи, крови, а что даже и совершенно неочевидно, что он в Париж какой катит, а не в Пхеньян.
Если уж на то, по- моему, шанс на какое-то европейское, настоящее , наше, восточно- европейское развитие, был во времена той смуты.
Все они, конечно, хороши, и время было соответствующее, но тот Лжедмитрий был смелым и живым чуваком, не боялся людей, первыми же указами ограничил крепостное право, телесные наказания, улучшил положение крестьян, уменьшил поборы. Пишут, с ремесленниками любил пообщаться, на лошади ездил. Все, конечно, дети своего времени, но в сравнении...
К Лжедмитрию 2 присоединились остатки разгромленного войска Ивана Болотникова, кстати.
Сказать по правде, я тоже любительница скреп- то. Только наша скрепа, по- моему, не толстомордые эти " ополченцы", а трехлетний мальчик Ваня , "воренок", несколько часов задыхавшийся в петле к удовольствию патриотической общественности. За своих неподходящих родителей да.
Тут тебе, кстати, и те знаменитые слезинки ребенка, и настоящее, а не сусальное мученичество, и та карма- карма победивших царственных особ, и та наша европа по ходу тоже примерно, в этой петле- то.