olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Category:

Скованные одной цепью

Я вышла на улицу в магазин и встретила свою сотрудницу. Она посмотрела на меня с плохо скрываемой ненавистью: "На работу не ходишь, а по улицам шастаешь!" - сказала она. И я её вполне понимаю - пока я на больничном, в две смены приходится работать ей.


Между тем, такая необходимость вовсе не фатальна. В некоторых садах есть ставка подменного воспитателя. А возможно, и у нас таковая имеется, только по каким-то причинам не используется. Более того, сейчас достаточно желающих устроится на работу в садик. С работой сейчас вообще не так просто, а зарплату воспитателям хоть немного, но повысили..
Сверхурочные при этом не оплачиваются по ТК, а часто и вообще не фиксируется в табеле, а "вознаграждаются" так или иначе, от щедрот начальских - с рук. Отказаться при этом практически нереально - из-за "морально-общественного" давления, которое для того специфического контингента, который составляют работники детсадов, является фатальным.
Да что там сверхурочные - если необходимую переподготовку мы проходим в свободное время и ЗА СВОЙ СЧЁТ.
Но это ладно - некое подобие общественно-профессиональной солидарности под руководством начальства, в принципе, предполагает и более-менее, скажем так, устойчивый негласный "коллективный договор", не имеющий, разумеется, ничего общего с той филькиной грамотой, которую мы подписывали под маркой "коллективного трудового договора". 
Везде он разный. Год назад меня уволили из престижного логопедического сада за то, что я выдала родителям, что у их детей нет и не предполагается горячей воды. А в нашем обычном детском саду, не могущем предложить работникам никаких особых ништяков, на такое "предательство" не обратили бы особого внимания. Там все стучали друг на друга, у нас это менее распространено. Собственно, и сотрудница упрекнула меня, скорей, сгоряча, особая ненависть к "больничникам" не распространена, а работа за них воспринимается как тягостная, но неизбежная повинность.
Более того. Часто спрашивают, почему эти тётеньки не борются за свои права, хотя бы не жалуются в инстанции. Дело не только в забитости, зашуганности и задобанности, хотя и то, и другое, и третье есть, конечно. Дело ещё и в том образе жизни, который ведут эти люди. При крайне низком материальном достатке, практически отсутствующем "свободном" времени и тесной связью личной жизни и работы, их основными ценностями являются "сбережённые" нервы, душевное расположение окружающих коллег, отношение начальства и т.п. Это не плохо и не хорошо, просто так. Грубо говоря, они вовсе не безмозглые дуры, а в той или иной степени сознательно готовы потерять несколько тысяч рублей взамен не только угрозы потерять работу, но и даже просто потрепать нервы и стать для окружающих  придурком, скандалистом или стукачом.
Гораздо интереснее, как этот феномен групповой иерархической солидарности переходит в противопостовление и даже ненависть к другим человеческим группам, причём, одно питает другое, и наоборот.
Когда-то читая анализируемое т. Долевым интервью - мнимое или настоящее - полицейской, участвовашей в разгоне митингов, я с ужасом почувствовала это наглядное психологическое родство всех "служивых" людей: их гонят на эти митинги под угрозой увольнения, но ненавидят они демонстрантов; мы работаем в две смены, но гнобим родителей, забирающих поздно детей; с них же мы "вытрясаем" всё то, что недодаёт (а последнее время - вообще не даёт) нам для оборудования групп и хоть какой-то работы, начальство.
Да собственно, зачем такой экстрим - полицейские, воспитатели - слуги злостного государства.
По молодости я работала секретарём в посреднеческой фирме, как водится, так или иначе, напаривавшей клиентов. Эти клиенты часто звонили с претензиями, мягко говоря; начальство, естественно, трубку не брало - собственно, это и была наша функция - выслушивать мат, крики, угрозы и рыдания.
Очень скоро я возненавидела этих звонящих, обманутых при моём участии, людей, а мои сотрудники, менеджеры, не говоря уж о добром утешителе-хозяине стали мне как семья родная, противостоящая и даже защищающая меня от враждебного мира. И если у меня со временем в голове слегка прояснилось, то насколько знаю, другие девушки так и остались при этом пагубном заблуждении, переходящем в мировоззрение.
Так что я бы не стала выделять эту черту как часть мировоззрения именно "служивого человека". И когда наши тётеньки, напаренные начальством, отдающие деньги, которые им причитаются, дружно и единогласно решают: "ну чего - будем поднимать цену за платные услуги? сдерём с этих родителей побольше? да, конечно, будем! а чего, продукты дорожают, всё дорожает, чего мы рыжие что ли?! пусть-ка платят!" (и это при том даже, что им лично, эти платные услуги оказывающим, достаётся вполне официально лишь малая часть родительской платы!) это не случайно, не проявление какой-то особой "рабской психологии", а вполне закономерно и естественно.
Собственно, все виды государственного патриотизма и национализма держатся ровным счётом на этой же психологической основе.
Причём, особенно она актуальна для сегодняшних изолированных, атомизированных людей, беззащитных по одиночке и абсолютно не понимающих огромный мир, угожающий им.
Что можно этому противопоставить?
Ну во-первых, это именно то - по контрасту, почему я считаю авангардом революционной борьбы именно промышленный пролетариат. Организованный в процессе производства - ну да, во-первых, причём, заметьте - организованный друг с другом, по преимуществу, и связанный с начальством именно как с внешней, принуждающей, а иногда и прямо враждебной силой.
Нечего терять - во-вторых, и дело не во взятых в кредит машине, холодильнике и телевизоре, не в дачном участке с теплицами - помидорами - перцами и т.д., дело в той степени отчуждённости от производства, которая непреодолима никакими словами про "мы делаем общее дело", которые так любят произносить хозяева фирм перед "офисным пролетариатом" и всяческие чиновники (хоть карательные, хоть образовательные, хоть военные) перед своими подчинёнными, пролетариатом, так сказать, бюджетным. А вот в грязи стройки или в конвейерном аду слова о каком-то общем государственном или там корпоративном интересе звучат гораздо более противоестественно.
Я, разумеется, имею в виду не т.н. "советский рабочий класс". До сих пор помню, как во время забастовки на Форде, один из лидеров забастовки, весёлый здоровый мужик средних лет, бросил вскользь, к моему ужасу, кстати: "Ну пока все эти совки-то, привыкшие задницу начальству лизать, не сдохнут, мы ничего, конечно, не добьёмся. Не, они не то, что на забастовку, они слова сказать поперёк не могут..."
Ну , а кроме того, мне кажется, этой корпоративно-государственной солидарности с начальством может быть противопоставлена и другая, позитивная общность и солидарность людей, объединённых в политическую группу, партию, движение... На идейной, и в этом смысле, единственно чисто человеческой основе - ведь человеческая мысль, претворённая в действие и изменяющая сложившийся миропорядок - это именно то, что отличает собственно человека.

Subscribe

  • (no subject)

    Metoo У меня не шибко привлекательная внешность, плохой характер, я могу в запале обидеть и оскорбить человека, а иногда и не совсем в запале. Всю…

  • Фет

    Мне особенно это офигенное "моя дорогая" заходит, чуток насмешливое, надменное и офигенно горькое, эта вообще интонация чисто. Ну и вообще все. На…

  • Есенин

    * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    Metoo У меня не шибко привлекательная внешность, плохой характер, я могу в запале обидеть и оскорбить человека, а иногда и не совсем в запале. Всю…

  • Фет

    Мне особенно это офигенное "моя дорогая" заходит, чуток насмешливое, надменное и офигенно горькое, эта вообще интонация чисто. Ну и вообще все. На…

  • Есенин

    * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени…