olga_smir

Categories:

Символ национальной идеи

Я думаю, что в этом контексте можно поговорить об этом образе вне контекста самого художественного произведения, не как о художественном персонаже, а так, как делает Прилепин — как о социальном символе.

В отличие от многих, я бы не стала демонизировать этого Брата, и даже Брата2 не стала бы.
История про наемного убийцу, даже круче - про чувака, оказавшегося на посылках у наемных убийц, с отключенной думалкой, не вполне обычным и скорей маргинальным для людей своего возраста музыкальным вкусом, отражающим предпочтения создателей фильма, довольно смазливого и вот это вот все, не лишенного даже некоторого обаяния, сентиментального и романтичного, разумеется, как обычно подобные люди и бывают, вполне обычна и даже канонична для всех времен и народов и никакого особого фашизма сама по себе в себе не несет.

Как- то, кажется, Такинет писал, что часто вопрошать риторически, что же люди- то о себе думают, не имеет смысла - очень многие люди вообще не думают в привычном смысле этого слова ( хотя разумеется формально процесс идет), не имеют такой привычки, потребности, необходимости, и как ни странно, именно это позволяет им оставаться людьми.

Ну так сказать, не ведающими, что они творят да, в этом плане.

Это целиком относится к Даниле Багрову, дело не только в отключенной думалке.

Вроде пишут у детей лет до семи-восьми, а то и десяти ( вот если позже - уже что- то не так) не сформирована целостная картина мира и этическая поведенческая система. Это не значит, что ребенок злой, бесчувственный, жестокий, напротив, он может быть крайне чувствителен, склонен к состраданию и эмпатии. Его этическая и поведенческая модель сугубо ситуативна: понравился кто- то , да и хорошее настроение было - подарил ему все свои игрушки, разонравился или рассердился на что- то - давай назад. А то и ногой пнул для ясности.

Разумеется, главным в этой системе будет понятие свой- чужой, и даже не идеологически, а по той же ситуативной схеме- ну разумеется, братишка, который тебя на ручках тетешкал, тебе ближе и милей, чем чужой дядька, надо сделать ему хорошо, а дядьке плохо.

На то он и ребенок.

Данила такой остановившийся в психическом развитии ребенок, чтоб не говорить другого обидного слова. Обратите внимание, он наделен сугубо детскими добродетелями - непосредственность, незлопамятность, трогательная спонтанность, миловидность, доверчивость, привязчивость, ну смелость, конечно, чего там, ну смелый он чувак.

А что людей убивает - ну что, ну так вышло просто, так сложилось, ну бывает, чего. Зачем - да он и сам не знает, зачем, ну вроде там так сказали ему, ну старший брат попросил, так чего, брату отказать что ли.

Думаю, подобные люди встречаются в любом обществе. Более того, в том или ином смысле традиционном обществе они вполне органичны и уместны.Не зря же кинокритики писали, что фильм Балабанова очевидно отсылает к самураям, так сказать, Такеши Китано.

В мире, где каждый сверчок знает свой шесток, и, что не менее важно, этот шесток для него действительно есть, и это заблудшее вечное дитя находит свое место. Идти в одиночные частные бандиты ему очевидно слишком суетливо, хлопотно, помешает отсутствие думалки, а вот в рядовые мафии и прочую якудзу - вполне как раз. Или опять же - за императора там и прочее государство - в армию, полицию, спецслужбы и т.д.

Очевидно, что во всех этих структурах чувак будет реализовывать свой единственный, видимо, талант - убивать. Однако, эти структуры как бы протезируют ему извне отсутствующую внутри устойчивую поведенческую систему. Оккупировать, убивать, грабить и даже пытать и т.д. он будет все же не по беспределу, а в рамках четкой, строгой и суровой ( это для него особенно важно) системе. Не по прихоти истерика, психопата и садиста - старшего брата, а под четким руководством других бандитов, хотя бы с неатрофированной думалкой.

Т.е. останется обычным убийцей, без которого как - ну тоже нельзя обойтись в той детской страшной и прекрасной сказке, которым представляется нам иногда традиционное общество, будь то япония или сша.

Я, кстати, вовсе не фанатка такого мира.  Я прям готова даже отказаться от принцесс и драконов оттуда, ну принцесс-то мне не жалко, драконов как раз очень жалко, но бог с ними, чтобы убийц тех не было, или хоть чтоб стремиться к этому. Но если уж есть, то да, пусть лучше будет убийца, а не астроном.

Не станет погромщиком, штурмовиком, гиви, мотороллой и прочими героями " русского мира".

Потому что иногда мне кажется, что главная наша беда не в том, что у нас общество не прогрессивное, а именно в том, что они и не традиционное и близко.

И Даниле Багрову нечего делать у себя дома, а Арсену Павлову - у себя.

Все это наивное звериное обаяние, на котором держится весь фильм Брат( Брат2 не держится ни на чем) просто некуда применить - все леса повырублены, вся флора и фауна выведена под корень. И даже не закатана в асфальт - так и лежит покореженная, в грязи и разрухе. И это не про гибель совка, тот совок-то тоже им мало что мог предложить в этом плане.

Ну и переход из разряда хищного но по определению невинного и даже симпатичного зверя в разряд погромщика, палача, маньяка и садиста на самом деле не так уж сложен при определенных условиях, и не вполне понятно, что ему может помешать.

В принципе понятно и логично то, о чем мечтает Прилепин.

А о чем мечтаете, кстати, вы?

Вы бы какой символ нац. мечты предложили?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded