olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Кого оскорбили Пусси Райот

Мне кажется совершенно бесперспективным путь уличения православных христиан в ханжестве, лицемерии и противоречии своим священным книгам.



У них там этих священных книг хоть попой ешь, одни толкуют другие, другие - третьи, и все они там тоже не лыком шиты. Причём, священны не только эти их евангелия, но и всевозможные постановления их всяческих соборов и прочая и прочая  указания их священного церковного начальства.  Кроме того, где речь идёт о вере и прочих тонких сакральных материях, рациональные аргументы вообще не в тему. Это действительно так. Как говорил Остап Бендер, где нет любви, разговор о деньгах неуместен. Где есть вера, сакральность и прочее мистическое священнодействие, там рациональные темы вообще не катят.
Кроме того, мне кажется неправильной концепция, мол истинное настоящее христианство - это практически коммунистическое учение. Во всяком случае, в марксистском понимании, а не в народническо-анархическом. Нет, мне кажется, это не так совершенно.  Я говорю не только про исходную пропасть, лежащую между идеалистическим и материалистическим пониманием мира, даже отвлекаясь от неё, и воспринимая религию исключительно как этическое учение. И дело не только в том, что мне лично крайне - и этически, и ещё больше эстетически - неприятно современное христианство - во всяком случае, в его православном виде - этот безвкусный напыщенный макдональдс с его холуйской попсовостью гопника и пафосной таинственностью советского интеллигента. Возможно, относительно других религий и религиозных учений это не так, но, на мой взгляд, и "исконное" "настоящее" "евангельское" христианство Нагорной проповеди и первых общин - это совершенно иной дискурс, нежели "материалистический", во всяком случае, коммунизм. И по духу, и по букве - по всему. Я не говорю - хуже или лучше - просто другой, во многом - противоположный. Царствие христиан - не от мира сего, царство коммунистов - в этом и только в этом мире. Христиане смиряют себя, свои страсти, порывы, желания, плоть, коммунисты борются за мир, где как можно гармоничней, шире и полней раскрылась бы, раскрепостилась личность человека - духовно и физически. Христиане подчиняют себя высшей силе, коммунисты стремятся  подчинить все силы и стихии, господствующие над человеком, сознательной воле людей. Поэтому христиане ставят человека наедине с этой высшей силой (любящей, карающей, прощающей, спасающей - неважно), и это - в лучшем случае, в худшем эту высшую силу представляет "духовное", а то и земное начальство, а то и их конгломерат. Коммунисты ставят на общие организованные человеческие усилия, не случайно ориентируясь на не просто "обездоленных", а именно "организованных в процессе труда", освобождающие всё общество и каждую отдельную личность из-под власти любых безличных сил - будь то силы природы или слепая стихия рынка. Христиане отвечают перед богом, коммунисты - перед своим классом, перед людьми. И т.д. Причём, я именно не о методах, не о "подставь другую щёку", не о "кесареву - кесарево" и "нет власти не от бога", я именно о коренном целеполагании.
Возможно, в каких-то других религиях дело обстоит по-другому, не знаю.
Вообще же, как ни крути, но цели врача, пытающегося вылечить и спасти челу ногу, и мастера по изготовлению протезов и костылей всё же не одни и те же. Они могут противостоять друг другу, когда протезист слегка наглеет, пытаясь способствовать оттяпыванию и вполне здоровой ноги, а может, и вступает в сговор с "поставщиками клиентов" - ведь чем больше инвалидов, чем больше даже исходно здоровых людей начинают хромать, тем больше процветает его лавочка. А могут сосуществовать мирно, разделяя сферы влияния, в конце концов, и медицины не всесильна, хотя и обязана стараться таковой стать. В конце концов отдельные эстеты, а может, и не отдельные, могут, вполне себе бойко шагая, заказывать себе щегольские затейливые трости с резными набалдашниками, никак не намекающие на гипотетическую хромоту и крайне далёкие и по виду и по назначению от примитивных костылей и палочек. Палка, вероятно, может пригодиться в пути и вполне резвому туристу - во всяком случае, с ней их почему-то часто рисуют на картинках. Наконец, есть экстремалы - любители походить на ходулях каких-нибудь - и вообще всячески почудить на народных гуляньях, и даже, на мой взгляд, чем больше их разнообразие, тем живей и человечней человеческая жизнь. Но всё же к врачебной деятельности это всё не имеет ни малейшего отношения, а иногда и противоречит ей.
Кроме того, думаю, что невинное лицемерие действительно немалого числа оскорблённых православных в нашей стране вообще не имеет ничего общего даже с общехристианским лицемерием. Они имеют не большее представление о церковных канонах, чем сами Пусси Райот, не оскорбляются Киркоровым и вообще верят поясу богородицы, барабашкам, Кашпировскому, гороскопу, гадалке, уринотерапии и, возможно, Путину, причём, барабашка здесь единственно умиляет. Они искренно возмущены нарушением общепринятых, подтверждённых на официальном уровне приличий, и дело не только в страхе и прогибательстве перед властью и начальством. Скандал в Макдональдсе, куда они пришли с ребёнком, точно также испортил бы им аппетит и благодушный настрой, заминка на душевном концерте Стаса Михайлова или Елены Ваенги, который они посетили бы с партнёром, так сказать, по романтическим отношениям - романтическую встречу и т.д. Здесь действительно нет лицемерия, во всяком случае, его не больше, чем заложено вообще во всей нашей обычной жизни.  Мы орём, а иногда и лупим детей, не уделяем им необходимое время и внимание, но тратим последние деньги на инквизиторское бальное платье или одноразовый выходной костюм для их участия в тщательно фиксируемом нами на видеокамеру утреннике, сценарий которого не меняется со времён детсадовского детства моего старшего брата. Мы гнобим своих близких при жизни, даже просто не общаемся с ними годами, но тщательно ухаживаем за их богатой (не хуже, чем у других) могилкой после смерти, регулярно и исправно посещая кладбище. Мы осуждаем проституцию, и учим девочек искать богатого мужа, который бы смог их содержать. Мы сами считаем себя лохами и неудачниками, ничего не достигшими в жизни, но требуем от детей уважения и почитания. Начиная с детского сада, людей ориентируют на то искусство, литературу, музыку, которые ни они, ни, главное, их учителя не потребляли и не будут потреблять в жизни (к большому сожалению, кстати) - из кабинета музыкального руководителя в пересменке между занятиями несётся Радио Шансон. И т.д. Недавно прочитанный мной пример сравнения Пусси Райот с оскорблением родителей очень показателен - действительно, человек может крайне оскорбиться, если назовёшь его мать даже просто заразой, даже если она таковой и является на самом деле, причём, тот же самый человек, который может гонять её по пьяни по квартире и отнимать у этой матери пенсию. Может, кстати, обидеться, если и его начальство покритикуешь, впрочем, и не предпринимая против этого начальства никаких насильственных действий в любом состоянии сознания. Так что дело в этом плане не в православии и не в религии вообще. Даже не в идеологии. Думаю, подобным же образом с теми или иными вариациями и практическими воплощениями обстоит дело во всех массовых обществах.
Один мой приятель в подростковом возрасте и из подросткового бунтарства втихаря перечеркнул портрет Ленина, висевший у них в классе. После долгого и безуспешного дознания, кто это сделал, трясущийся директор школы пообещал, что "придёт КГБ с собаками и всё равно найдёт".   Речь шла не о банальной порче школьного имущества, а о "покушении на святыню, дорогую и близкую сердцу каждого советского человека". Но поскольку никто так и не признался, да и шёл уже 86-й год, дело замяли. Взывать к самому Ленину тут так же бессмысленно, как апеллировать к проповедям Христа, виси там хоть Николай Угодник, хоть Николай Кровавый, наш новый святой великомученник, хоть Елена Ваенга, хоть русская матрёшка - в зависимости от конъюнктуры - результат был бы тот же. Пожалуй, за Ленина мне даже обидней, как говорится, "уберите Ленина с денег".
Кстати, у этого чела портрет этот сейчас над кроватью висит. В смысле, не этот конкретно, а Ленина. А те, кто тогда орал и трясся, кто оскорблялся за Ленина - ну так это вот те люди, которые теперь за немецкого шпиона, жидобольшевика, предателя родины и сифилитика базарят. Кого оскорбили Пусси Райот.
На самом деле, долгое время меня эта тема жутко бесила. Но теперь я стала думать по-другому. Может, это вообще неважно или даже нормально. А наша задача - правильно сформировать эти новые, нам подходящие каноны и умело навязать их обществу (сложность чего, мне кажется, сильно преувеличена, если имеешь какие-то властные рычаги, во всяком случае). Конечно, не надо дрочить на иконы, кто бы на них не был изображён. Может, стоит сделать предметом чести, доблести и геройства образование, полезный труд, коллективизма, кстати, мне кажется, и так хватает, я бы вот чисто если у нас не стала делать на нём упор, а скорее - на культуру быта и отношений и формирование разумных коллективных потребностей, тем более, вот эти в храмах которые хлопотуньи - это ж потенциальные такие общественницы, как говорится, если к ноге нитку привязать и на ткацкую фабрику. Ну именно на полезное - не следить на лавочке, кто с кем спит, а какой-то полезный труд. Также простое, без изысков, строгое стильное искусство подошло бы - ну тоже для воспитания вкуса и чувств тоже. Как вы считаете?


Subscribe

  • (no subject)

    Что такое харассмент? Как говорит один мой знакомый :" не слушайте критиков, дайте слово апологетам":…

  • (no subject)

    Чего я ждала. А какого ответа я ждала от убежденных и последовательных атеистов? Отчаянного и безоглядного - "верую, ибо абсурдно!" - ждала я. Да мол…

  • (no subject)

    Только совсем уж непритязательные люди не верят в Бога, - пишет Быков, и хотя это его суждение, как,впрочем,и многие другие, исключительно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • (no subject)

    Что такое харассмент? Как говорит один мой знакомый :" не слушайте критиков, дайте слово апологетам":…

  • (no subject)

    Чего я ждала. А какого ответа я ждала от убежденных и последовательных атеистов? Отчаянного и безоглядного - "верую, ибо абсурдно!" - ждала я. Да мол…

  • (no subject)

    Только совсем уж непритязательные люди не верят в Бога, - пишет Быков, и хотя это его суждение, как,впрочем,и многие другие, исключительно…