olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Categories:

А как на самом деле

А на самом деле речь россиянина в бундестаге действительно в некотором смысле оскорбила чувства верующих. Как оскорбляют православных короткие юбки, мусульман - непокрытые головы, а феминисток - фривольные изображения девушек, например .
  Т.е.  в том смысле, в каком оскорбляет все то, что никаких общепринятых оскорблений, унижений и принижений кого бы то ни было не содержит, призывов к насилию против кого-либо - тоже, однако, травмирует данного верующего тем, что покушается на главный или периферийный миф той религии, которую он исповедует.
 В данном случае идентификация этого мифа не вызовет трудностей - разумеется, это миф о ВОВ.
Очевидно за неимением ничего другого он был выбран российской властью как главный цементирующий национальный идентификационный миф. Выбор этот произошел недавно, несмотря на сравнительную давность события, поэтому ещё столь свежи чувства неофитов этого на скорую руку нациообразования.
Подобно и, очевидно, во многом в ответ на  то, как современным украинцем, независимо от национальности, становился тот, кто "стоял на Майдане", современным россиянином власть объявила того, у кого "дедывоевали", точней, кто об этом и ос оотвтетствующих своих чувствах по этому поводу заявляет - с той же долей условности.
Например, 10-11-летние дети у меня в классе с полной уверенностью и искренностью рассказывали подробности о своих воевавших дедах, хотя не то что деды, но даже невелика вероятность, что и  прадеды-то их воевали, а деды у многих вполне себе живы и дееспособны , а вовсе не мифические персонажи, которым можно приписать хоть войну с Наполеоном.
Разумеется, ни ок акой борьбе с нацизмом или фашизмом речи нет, никто и не знает, что это такое,  миф этот исключительно патриотический - "защита Родины". Фашисты, собственно, это, по определению просто, этой Родины враги. Кстати, миф не националистический в этническом смысле - в свои, которые всегда правы, одни против всего мира, принимаются именно по этому признаку - все, кто готов воевать.
Ну, собственно, видимо. примерно это и называют имперским мифом. Который в отсутствии успешной империи и колоний, превращается известно во что.
 Возможно, я ошибаюсь, не настаиваю совершенно и готова принимать все возражения, но я отчасти согласна с мерзавцем Мединским относительно допустимости внедрения в детские умы мировоззренческих и, как их частный случай, исторических мифов. Даже учитывая тот очевидный факт,  что, вероятно, немалая часть людей в некотором смысле остается детьми навсегда, и значит, до самой смерти будет видеть окружающий мир сквозь (не)затейливую призму того мифа.
Однако, я бы разделила эти мифы на полезные и вредные. Ну вот, на мой взгляд, мифы о покупке ребеночка в магазине или нахождении в капусте - вредные и неприятные, поскольку сводят важнейшее событие в жизни людей к пошлому товаро или севообороту. А миф о том, что дети появляются от любви, хоть и не всегда соотвтетсвует реальности, но хорош и полезен, ну, например, потому, что походу так действительно часто бывает, все хотят, чтоб так было, и так оно и должно быть по-хорошему.
Я бы предложила следующие критерии общественной и личной полезности мифов:
1. Самозарождаемость, а не насаждаемость сверху. Т.е. тут Мединского сразу в топку.
2. Недушность, ненасильственность и необязательность внедрения. Возможно, наличие в структуре мифа места для неверящих в него. Т.е. тут Мединского туда же.
3. Неоскорблятство или во всяком случае не закладывание этого оскорблятства в  фундамент мифа исходно. Насчет Мединского - понятно.
4. Некоторое соотвтетствие реальности в общих чертах. Аналогично.
...
Так вот наличный миф о ВОВ кажется мне исключительно вредным, во-первых, по перечисленным выше критериям. А также по следующим специфическим, например:
1. Мифологизируется единство нации, главным образом - с властью, причем, деспотической.
Сравни,скажем, американский или французский миф, строящий нацию на основе так или иначе рассматриваемой, но борьбы за свободу. В этом смысле, я бы предпочла,конечно, в той или иной форме миф о революции, но, видимо, по целому комплексу причин в России это невозможно.
2. Так вышло, что момент, выбранный для мифологизации, совпал с периодом крайне тяжелого положения людей, являющихся её объектом. Деспотизм, бесправие, массовый террор, уничтожение всяких человеческих и общественных прав и свобод, гигантская репрессивная система, прикрепление крестьян к земле (и даже рабочих к заводам на некоторое время), не практиковавшееся в это время уже нигде, во всяком случае, сколько знаю, в Европе, и прочее. Мифологизация ведет к идеализации и оправданию всех этих вещей в настоящем, что собственно, мы и наблюдаем в реальности, данной нам в ощущениях. Более того, структура этого конкретного мифа такова, что они даже органичечски входят в него как неизбежный, в некотором роде позитивный и даже желаемый элемент. Грубо говоря, и собственно, это главное - именно под этим соусом с нашими людьми наша власть может делать вообще все, что угодно.
Ну собственно, как говорится "небесный сталин, подари нам смерть".

Subscribe

  • Фет

    Мне особенно это офигенное "моя дорогая" заходит, чуток насмешливое, надменное и офигенно горькое, эта вообще интонация чисто. Ну и вообще все. На…

  • Есенин

    * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени…

  • Бродский

    Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам, вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме, к треугольным домам, вдоль оврагов пустых, по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Фет

    Мне особенно это офигенное "моя дорогая" заходит, чуток насмешливое, надменное и офигенно горькое, эта вообще интонация чисто. Ну и вообще все. На…

  • Есенин

    * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени…

  • Бродский

    Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам, вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме, к треугольным домам, вдоль оврагов пустых, по…