olga_smir (olga_smir) wrote,
olga_smir
olga_smir

Category:
http://kozlovski.livejournal.com/40811.html#comments

Заметка интересная, и очень правильно, что "вписывает" проблемы феминизма в круг более широких проблем. Ключевая тема, на мой взгляд, "каждый человек в обществе, за которые мы боремся, должен иметь право быть самим собой, таким, каким он сам себя видит и каким он хочет быть". Кстати, именно это декларируется в буржуазном обществе, т.е., конечно, мы знаем цену этим декларациям, но всё же... Жаль, что эту концепцию обычно (не в пределах короткой заметки, а вообще) не раскрывают, и даже не рассматривают тех проблем, которые за ней стоят - совершенно неоднозначных. Прежде всего, будет ли общество обеспечивать это право - чисто материально обеспечивать, "захочет ли" - ведь, очевидно, "демократические левые" являются в той или иной степени сторонниками "демократического общества" (возможно, "рабочей демократии" или чего-либо подобного?), где это "желание" или "нежелание", так или иначе проявленное, видимо, просто сбросить со счетов будет нельзя. Очевидно, также, что всегда приходится делать какие-то приоритеты этим желаниям разных частей общества - как бы велики ни были ресурсы, всё же они ограничены. Например, даже в рамках семьи вот нужно решить - на что выделить оставшиеся до зарплаты деньги - чтоб старший сын свою девушку сводил куда-то там, или чтоб мелкий с другом в аква-парк поехал. Это я  для иллюстрации не тяжёлого положения трудящихся и не звериного лика капитализма, а реальной проблемы. Применимо к женскому движению - для разных групп его, а зачастую, и для одних и тех же, требуются достаточно широкомасштабные и ресурсоёмкие меры - от безоговорочного бесплатного обеспечения абортов, исходя исключительно из решения женщины, независимо ни от желания потенциального отца, ни от потребностей общества, до широкомасштабных мер по поддержке материнства, вплоть до общественной оплаты в том или ином виде, репродуктивного труда - опять же независимо от потребностей общества (или отсутствии таковых) в новых членах, желания отца и прочих сопутствующих факторов. Собственно, в том обществе, за которое, как я поняла, левые демократические борются, где понятия оплаты вообще потеряет сегодняшний смысл, это просто будет означать полное обеспечение обществом того или иного. Причём, нигде я не встречала следующего логичного шага - оплачивая или так или иначе обеспечивая "репродуктивный труд", общество в том или ином виде совершенно логично будет его и контролировать - точно так же, как контролирует работу токаря или учителя, обращая внимание как на процесс труда, так и на конечный и даже промежуточный результат - о всяческой личном пространстве и частной жизни вполне логично нужно забыть - я, кстати, ничего против и не имею, однако, не уверена, что такой же взгляд господствует и в женском движении. Это же относится к "женской идентичности" и "против культа бесполого работника" - буржуазная свобода, да без всяких кавычек, такая свобода существует и вполне реально, даёт совершенно логичные ответы на эти "запросы" - женщина "свободна" выбрать "женскую идентичность" в лице мужа, обеспечивающего её и детей (и таких примеров до кучи), выбрать "карьеру - и такие примеры имеются, совмещать, как и большинство людей, ненавистную по большей части, наёмную работу с "личной" жизнью, единственно реализующей для большей части людей их хоть в какой-то степени человеческую идентичность, и т..д.Цену этой "свободе выбора" мы понимаем, однако, что собственно предлагается конкретно в этом вопросе. Чтобы удовлетворить всем или хотя бы некоторым разноплановым и разнородным требованиям женского движения, общество (если речь идёт не о капиталистическом обществе, где можно и нужно требовать чего угодно и побольше, с целью потроллить буржуев - типа они тут всем распоряжаются, им и платить, а об обществе, где все члены в той или иной степени участвуют в производстве и управлении) должно предпринять достаточно много достаточно затратных психологических и материальных усилий, причём, независимо от представительности собственно этого движения. Среди психолого-соцальных проблем, очевидно бросающихся в глаза даже мне, совершенно в этом не специалисту, я вижу очевидно предполагаемое этими требованиями, ограничение тем или иным способом коммуникаций, распространённых в обществе (не вдаваясь сейчас в вопрос, "плохи" они или "хороши"), логичное для декларируемого "равенства во всём", но очевидно проблематичное для "сохранения женской идентичности". Потому что если "право женщины оставаться женщиной", то почему бы не "право мужчины оставаться мужчиной", давайте уж разбираться, что в эти "права" включается и кем, чем или кем обеспечивается, кого затрагивает, кого оскорбляет, а кого наоборот, и т.д.
Я не высказываю здесь свою точку зрения, а лишь указываю на проблему.
Замечу, что нигде не упомянула о марксизме, ни об ортодоксальном, ни о каком;)
Subscribe

  • Неприличное мужество.

    https://olga-smir.livejournal.com/1900677.html?thread=17127045#t17127045 Точная формулировка: "Навальный демонстрирует совершенно неприличное по…

  • (no subject)

    - Нет, не могу за коммунистов! - Олег Оксане говорит. - А ты и не за них не можешь, она тихонечко в ответ.…

  • (no subject)

    Сервис YouTube заблокировал в России видео команды политика Алексея Навального с рекомендациями «Умного голосования». Теперь YouTube предупреждает,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Неприличное мужество.

    https://olga-smir.livejournal.com/1900677.html?thread=17127045#t17127045 Точная формулировка: "Навальный демонстрирует совершенно неприличное по…

  • (no subject)

    - Нет, не могу за коммунистов! - Олег Оксане говорит. - А ты и не за них не можешь, она тихонечко в ответ.…

  • (no subject)

    Сервис YouTube заблокировал в России видео команды политика Алексея Навального с рекомендациями «Умного голосования». Теперь YouTube предупреждает,…